Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 20:13
Фотоальбом

Дворец наместника в Тобольске, музей истории управления Сибирью.

COOLPIX A1000, iPhone 6s
51 51

В 1700—1706 годах по проекту зодчего Семёна Ульяновича Ремезова на территории Тобольского кремля было построенно первое здание и это были Приказные палаты. Именно в них прошли яркие годы деятельности первого сибирского губернатора Матвея Петровича Гагарина (1711–1719 годы)

После Пугачевского восстания (1773–1775 годы) Екатериной II была проведена реформа органов местного самоуправления, в результате которой в Сибири образовалось три наместничества: Тобольское, Иркутское и Колыванское. В связи с этим в Тобольске за полтора года до официального открытия наместничества в 1782-м году в срочном порядке начали сооружать резиденцию наместника — трехэтажное каменное здание со службами (1780–1782 годы). Сохранившийся к тому времени первый этаж обветшалой Приказной палаты стал основанием дворца. Величавый трехэтажный корпус Дворца Наместника был на тот момент самым крупным административным зданием в Тобольске. Первым наместником был назначен генерал-губернатор Евгений Петрович Кашкин (1781–1787). Именно во время его правления в парадной зале был установлен трон Екатерины II доставленный из Петербурга, ставший символом сибирской государственности.

Евгения Петровича Кашкина сменил Александр Васильевич Алябьев (1787–1796 годы) — отец известного русского композитора Александра Александровича Алябьева.

Разрушительный пожар в 1788 г.оду оставил от наместнического дворца только стены и почти пол века здание стояло в развалинах.

В 1796 году наместничество в Тобольске упразднили. Дворец Наместника был восстановлен по проекту Давида Висконти только в 1831 году и именно этот его вид дошел до нашего времени. Тобольск опять стал губернским городом,  поэтому во дворце расположились Губернские присутственные места с казенной палатой и другими административными подразделениями. Дворец Наместника — это образец гражданской архитектуры 18 века в стиле позднего классицизма, т. е. простые формы и минимум декора.
В 1796 году наместничество в Тобольске упразднили. Дворец Наместника был восстановлен по проекту Давида Висконти только в 1831 году и именно этот его вид дошел до нашего времени. Тобольск опять стал губернским городом,  поэтому во дворце расположились Губернские присутственные места с казенной палатой и другими административными подразделениями. Дворец Наместника — это образец гражданской архитектуры 18 века в стиле позднего классицизма, т. е. простые формы и минимум декора.
Дворец Наместника, восстановленный после пожара 1831 г., сохранил свои управленческие функции. Здесь размещалось губернское правление с канцелярией, приказом о ссыльных, казённая палата. Здесь принимались важные решения в жизни города - строительство здания тюремного замка, 
городского театра, мужской гимназии. В одном из просторных залов Дворца при Тобольском Статистическом комитете зародился в 1870-е гг. губернский музей. По длинным коридорам этого исторического здания прошло много известных людей, запечатлевшихся в истории Сибири. В губернском правлении с 1830 по 1856 гг. в разное время служили декабристы Александр Михайлович Муравьёв, Иван Александрович Анненков, Пётр Николаевич Свистунов и Степан Михайлович Семёнов.
Дворец Наместника, восстановленный после пожара 1831 г., сохранил свои управленческие функции. Здесь размещалось губернское правление с канцелярией, приказом о ссыльных, казённая палата. Здесь принимались важные решения в жизни города - строительство здания тюремного замка, городского театра, мужской гимназии. В одном из просторных залов Дворца при Тобольском Статистическом комитете зародился в 1870-е гг. губернский музей. По длинным коридорам этого исторического здания прошло много известных людей, запечатлевшихся в истории Сибири. В губернском правлении с 1830 по 1856 гг. в разное время служили декабристы Александр Михайлович Муравьёв, Иван Александрович Анненков, Пётр Николаевич Свистунов и Степан Михайлович Семёнов.
После революции во дворце размещались в основном учебные заведения: он успел побывать и школой для акушеров и фельдшеров, и рыбопромышленным техникумом, позднее сменяли друг друга филиалы институтов и университетов других городов.
После революции во дворце размещались в основном учебные заведения: он успел побывать и школой для акушеров и фельдшеров, и рыбопромышленным техникумом, позднее сменяли друг друга филиалы институтов и университетов других городов.
С 2009 года  дворец Наместника  входит в состав Тобольского музея-заповедника и главного комплекса кремля. 
Постоянная экспозиция представленная в музее рассказывает об истории управления Сибирью с 17 века до революции, частично воссозданы интерьеры дворца.
С 2009 года дворец Наместника входит в состав Тобольского музея-заповедника и главного комплекса кремля. Постоянная экспозиция представленная в музее рассказывает об истории управления Сибирью с 17 века до революции, частично воссозданы интерьеры дворца.
Николаева Н.В.,
Николаева Н.В., "Портрет Семёна Ульяновича Ремезова", 1998-й год.
Деятельность Ремезова была очень разнообразна, он был талантлив во всем, за что бы ни брался: ему как картографу и краеведу принадлежат подробные атласы и карты чертежи уникальных и малоизученных мест, при его участии было возведено множество зданий, сооружений и населенных пунктов, разработаны схемы новых дорог и мостовых.
Изразцы печные, предположительно сделаны по эскизам Ремезова. Обнаружены на территории Кремля во время археологических исследований.
Изразцы печные, предположительно сделаны по эскизам Ремезова. Обнаружены на территории Кремля во время археологических исследований.
Остатки Приказной палаты
Остатки Приказной палаты
Первый этаж мемориального здания посвящён эпохе воеводского правления, второй - отражает период губернского правления, на третьем - разместились "присутственные места" - представительские залы, являющиеся одновременно выставочными.
Кроме основной выставки представлены две тематические, одна из них посвящена сибирским татарам.
Кроме основной выставки представлены две тематические, одна из них посвящена сибирским татарам.
Тематическая выставка посвященная сибирским татарам, рассказывает о быте тюменских и омских татар.
Тематическая выставка посвященная сибирским татарам, рассказывает о быте тюменских и омских татар.
Тобольск и Тобольский кремль.
Тобольск и Тобольский кремль.
Губернское правление.
Губернское правление.
 Указ его величества Петра Великого, императора и самодержца всероссийского. 27 января 1724-го года.
Указ его величества Петра Великого, императора и самодержца всероссийского. 27 января 1724-го года.
Вторая тематическая выставка посвящена связи Сибири с домом Романовых.
Вторая тематическая выставка посвящена связи Сибири с домом Романовых.
Генеалогическое дерево.
Генеалогическое дерево.
Надпись: Цари и правители земли русской от Рюрика по ныне царствующаго Александра III".
"Выезд Императрицы" - М. Кульмаметьева, А. Литвинов. 1996 г. Материал: кость мамонта, золото, серебро.
"Выезд Императрицы" - М. Кульмаметьева, А. Литвинов. 1996 г. Материал: кость мамонта, золото, серебро.
Тронный зал
Тронный зал
Величественная Тронная зала восстановлена по сохранившимся описаниям.
Тронный зал, игумен Алипий (Князев)
Тронный зал, игумен Алипий (Князев)
Слева: "Портрет Императрицы Александры Федоровны", Справа: "Портрет Императора Николая Александровича". Тобольск, 2012-й год.
Тронный зал
Тронный зал
Слева: Неизвестный художник "Портрет Петра Великого", копия с портрета 18 века. Справа: Е. Раевская "Екатерина II Императрица и самодержица Всероссийская", копия с портрета 18 века.
"Император Павел I с супругой Марией Федоровной", Е. Раевская, копия с портрета 18 века.
"Император Павел I с супругой Марией Федоровной", Е. Раевская, копия с портрета 18 века.
Тронный зал
Тронный зал
Неизвестный автор "Портрет Императрицы Елизаветы Петровны", 18 век.
Кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева
Кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева
В музее представлена выставка «Д.И. Менделеев — великий гений России»
Кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева
Кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева
Рабочий стол ученого.
Рабочий стол ученого.
Гостиная русского сказочника Петра Павловича Ершова - автора
Гостиная русского сказочника Петра Павловича Ершова - автора "Конька-Горбунка"
Гостиная русского сказочника Петра Павловича Ершова
Гостиная русского сказочника Петра Павловича Ершова
Рабочее место Ершова
Рабочее место Ершова
Класс гимназии
Класс гимназии
Класс гимназии
Класс гимназии
Предметы, не только устрашающие нерадивых учеников, н и применяемые преподавателями: розги и горох.
Предметы, не только устрашающие нерадивых учеников, н и применяемые преподавателями: розги и горох.
Тобольские присутственные места. Выставка работ сибирских фотографов
Тобольские присутственные места. Выставка работ сибирских фотографов
Бочанов Г.С.
Бочанов Г.С.
Тобольск, "Кремль после дождя". Григорий Степанович – коренной сибиряк. Родился 10 мая 1922 года в деревне Сладская в Омской области. В Тобольск Григорий Степанович приехал восемнадцатилетним паренем (в 1940г.) и остался навсегда.
Бочанов Г.С.
Бочанов Г.С.
"Иртыш вечером". С 1956 года Бочанов является Членом СХ СССР. Живописец, пейзажист, автор натюрмортов. Участник городских, областных, зональных, республиканских выставок. Ему присвоено звание заслуженного гражданина города Тобольска (2002 г.).
Бочанов Г.С.
Бочанов Г.С.
"На диком бреге Иртыша", Вид на Тобольский кремль., 1980-й год. Работы художника в целом - это рассказ о родных местах. В своем творчестве Григорий Степанович обращается к самым «молчаливо-таинственным» жанрам живописи - местному пейзажу и натюрморту. Именно природа стала основным учителем Бочанова в постижении тайн мастерства.
Бочанов Г.С.
Бочанов Г.С.
"Апрель на улице Ермака", 1980-й год, "Иртыш сенью", 1950-й год.
Седов А.В.
Седов А.В.
"Город декабристов", 1999 год. Это вид на Тобольский кремль.
Тобольские присутственные места. Выставка работ сибирских фотографов
Тобольские присутственные места. Выставка работ сибирских фотографов
Райшев Геннадий Степанович.
Райшев Геннадий Степанович.
"Стреляющий в щуку", 1970-80-е годы. Райшев советский и российский художник, график, художник театра, член-корреспондент Российской академии художеств (2007). Заслуженный художник Российской Федерации (2006).
Райшев Геннадий Степанович.
Райшев Геннадий Степанович.
"Прилетели две тетери". Художник писал: "Каждую картину я проживал настолько ощутительно точно, что она мне так же дорога, как следующая. Где-то я удивляюсь, где-то люблю, где-то просто буквально ощутительно проживаю предмет, где-то восхищаюсь и ухожу в пространство, и решение этого пространства для меня становится музыкой. И это все по-разному..."
Геральдический зал.
Геральдический зал.
Геральдический зал.
Геральдический зал.
Геральдический зал.
Геральдический зал.
Меня поразили старинные чугунные лестницы в здании, прежде я нигде ничего подобного не видела. Позднее в этой поездке - да, видела еще.
Меня поразили старинные чугунные лестницы в здании, прежде я нигде ничего подобного не видела. Позднее в этой поездке - да, видела еще.
Даже лифты, сделанные в одном стиле с лестницами, оборудованы между этажами.
Даже лифты, сделанные в одном стиле с лестницами, оборудованы между этажами.
В музее много интерактивных программ.
В музее много интерактивных программ.
Выставка работ мастеров по кости
Выставка работ мастеров по кости
Художественная обработка кости - один из самых древних и удивительных видов искусств. Производство художественных фольклорных изделий из кости, как и многие другие художественные народные промыслы, восходит к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. С незапамятных времен кость являлась ценным поделочным материалом. Мастерство резьбы накапливалось веками, передавалось из поколения в поколение и в наше время находится на высокой ступени художественного искусства.
Город Тобольск на протяжении нескольких веков является одним из немногих центров косторезного искусства в России.  Некоторые мастера являются представителями потомственных династий косторезов. В резьбе по кости используются: бивень мамонта, зуб кашалота, клык моржа, лосиный рог, олений рог, цевка (простая животная кость).
Город Тобольск на протяжении нескольких веков является одним из немногих центров косторезного искусства в России. Некоторые мастера являются представителями потомственных династий косторезов. В резьбе по кости используются: бивень мамонта, зуб кашалота, клык моржа, лосиный рог, олений рог, цевка (простая животная кость).
Выставка работ мастеров по кости
Выставка работ мастеров по кости
Первые косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII века: в 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости - точеные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы.
Выставка работ мастеров по кости
Выставка работ мастеров по кости
В 1860-е годы ссыльные поляки занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. В 1874 году открылась "Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой". Изделия поступали в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости становиться настоящим промыслом.
Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура, находившая спрос в среде городской интеллигенции.
Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура, находившая спрос в среде городской интеллигенции.
Выставка работ мастеров по кости
Выставка работ мастеров по кости
В конце 1920-х годов была поставлена задача восстановления народных промыслов, в том числе и тобольской резьбы по кости. В городе создается артель "Коопэкспорт", обеспечивавшая поставку изделий за границу.
"Старейшему театру в честь 250-летия от коллектива Тобольской художественно-камнерезной артели "Коопэкспорт", 1955-й год.
В 1960 году создана Тобольская фабрика художественных косторезных изделий, позднее она преобразована в закрытое акционерное общество. В 1986 году изделия фабрики впервые отнесены экспертным советом к изделиям народных художественных промыслов. На сегодняшний день изделия, которые выпускает Тобольская фабрика, знают и ценят во всем мире.
Во дворце на первом этаже есть «Дворцовая пряничная», где можно отдохнуть за чашечкой чая и отведать изготовленные по старинным рецептам сибирские пряники.
Во дворце на первом этаже есть «Дворцовая пряничная», где можно отдохнуть за чашечкой чая и отведать изготовленные по старинным рецептам сибирские пряники.

Цикл материалов "Западная Сибирь и Средний Урал"

  1. Путешествие на Средний Урал через Западную Сибирь
  2. Тюмень — первый русский город в Сибири. Тоскливый Потоскуй
  3. По историческим улочкам Тюмени. Часть 1-я
  4. По историческим улочкам Тюмени. Часть 2-я
  5. Улица Республики, в прошлом Царская — душа и сердце Тюмени
  6. Улица Республики, в прошлом Царская. Мы вовсе не тени безмолвные…
  7. Тюмень. А на исторической улице Спасской яблони цветут
  8. Мемориал Памяти в Тюмени
  9. Шедевры художественной коллекции и не только
  10. Набережная Тюмени в День фестиваля бега
  11. Исторический парк «Россия — моя история»
  12. Свято-Троицкий мужской монастырь-первый каменный монастырь в Сибири
  13. Деревянное кружевное зодчество Тюмени — Золотая линия
  14. Богородице-Рождественский женский монастырь
  15. Тобольск — первая столица Сибири
  16. Тобольск — первая столица Сибири. Верхний посад, улица Семена Ремезова
  17. Сад Ермака
  18. Площадь Победы
  19. Подгорный Тобольск. Нижний посад и его ангелы
  20. Подгорный Тобольск. Нижний посад, Татарская слобода
  21. Губернский музей Тобольска — старейший музей Сибири
  22. Декабристы в Тобольске тогда и сейчас
  23. Софийско-Успенский собор — жемчужина Сибири
  24. Тобольский кремль
  25. Музей императорской семьи Романовых
  26. Дворец наместника в Тобольске, музей истории управления Сибирью.
  27. Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й
  28. Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, продолжение
  29. Екатеринбург глазами гостьи, маршрут 1-й, окончание
  30. Конец главы императорской семьи
  31. «Планета» — единственный в России музей частных коллекций минералов
  32. «Планета» — она единственная такая в России
  33. Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь
  34. Водные просторы Екатеринбурга
  35. Первый железнодорожный вокзал Екатеринбурга
  36. «Эрмитаж – Урал» — выставка русского портрета
  37. «Эрмитаж — Урал», продолжение. Эвакуация Эрмитажа на Урал
  38. Верхотурье — оплот русского государства за Уралом
  39. Верхотурье — центр духовной жизни Сибири и Урала
  40. Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь
  41. Вспоминая Верхотурье
  42. Природный парк «Оленьи ручьи», сплав по реке Серга
  43. Сплав по уральской реке Серга
  44. Невья, Невьянск, Демидовы. История уральской металлургии
  45. Невьянская наклонная башня Демидовых
  46. Музей истории Невьянского края
  47. Невьянский Спасо-Преображенский собор

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому