Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 12:07

Начало, Каргопольско-Онежский сектор

Продолжу показывать вам красоту музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» в Архангельской области: это избы, дома-дворы, амбары и другие постройки.

Архитектура северного жилища формировалась столетиями, складываясь из практических потребностей северного крестьянина, уклада поморской семьи и постепенно обретала свой архитектурный образ и окончательно сложилась к середине 19 века. 

На Севере каждая изба имела свой индивидуальный облик, также и хозяйственные постройки, каждая со свом характером. Разнообразие крестьянских деревянных построек определяет их связь с различными сторонами жизни северян: семейным укладом, родом деятельности, природными условиями, строительным мастерством. На протяжении столетий крестьянское жилище подвергалось постоянным изменениям, сохраняя строительные традиции каждый мастер, плотник вносил что-то свое особенное.

В музеях деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде и «Малые Корелы» под Архангельском есть избы, возраст которых перевалил за полтора столетия. Их разыскивали в заброшенных деревнях учёные-этнографы и выкупали у перебравшихся в города владельцев. Потом бережно разбирали, перевозили на музейную территорию и восстанавливали в первозданном виде.

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/21349/ (Наука и жизнь, Русская изба: ковчег среди лесов)

В музеях деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде и «Малые Корелы» под Архангельском есть избы, возраст которых перевалил за полтора столетия. Их разыскивали в заброшенных деревнях учёные-этнографы и выкупали у перебравшихся в города владельцев. Потом бережно разбирали, перевозили на музейную территорию и восстанавливали в первозданном виде.

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/21349/ (Наука и жизнь, Русская изба: ковчег среди лесов)

В музеях деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде и «Малые Корелы» под Архангельском есть избы, возраст которых перевалил за полтора столетия. Их разыскивали в заброшенных деревнях учёные-этнографы и выкупали у перебравшихся в города владельцев. Потом бережно разбирали, перевозили на музейную территорию и восстанавливали в первозданном виде.

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/21349/ (Наука и жизнь, Русская изба: ковчег среди лесов)
Ветряная мельница-шатровка из Каргопольско-Онежского сектора.
Мельница перевезена в музей в 1972 году из села Кожпосёлок Онежского района Архангельской области (Архангельская губерния, Кожеозёрский монастырь).Построена в 1902 году.
Мельницы отличались и изяществом и сложностью в строении, они украшали архитектурный пейзаж северной деревни и были одним из немногих высотных элементов.
Ветряная мельница-шатровка из Каргопольско-Онежского сектора. Мельница перевезена в музей в 1972 году из села Кожпосёлок Онежского района Архангельской области (Архангельская губерния, Кожеозёрский монастырь).Построена в 1902 году. Мельницы отличались и изяществом и сложностью в строении, они украшали архитектурный пейзаж северной деревни и были одним из немногих высотных элементов.
Дом-двор Е.И. Кириллова
Дом-двор Е.И. Кириллова
Хозяйственная, дворовая часть дома, примыкающая к жилой, делилась на два яруса: на нижнем этаже размещались клети для скота, а верхний ярус был поветью, сараем, на который с улицы вел наклонный широкий бревенчатый помост — «ввоз». На повети хранился крестьянский инвентарь.
Дом-двор Е.И. Кириллова
Дом-двор Е.И. Кириллова
Дом-двор Е.И. Кириллова
Дом-двор Е.И. Кириллова
Начинается Двинский сектор.
Начинается Двинский сектор.
Вторая на фото ветряная мельница перевезена в музей в 1969 году из деревни Юксозеро Онежского района Архангельской области (Архангельская губерния, Онежский уезд, Чекуевская волость). Построена в конце 19 веке.
Ветряная мельница перевезена в музей в 1972 году из деревни Средняя Медлеша Шенкурского района Архангельской области (Архангельская губерния, Шенкурский уезд, Предтеченская волость).
Построена в 19 веке.
Ветряная мельница перевезена в музей в 1972 году из деревни Средняя Медлеша Шенкурского района Архангельской области (Архангельская губерния, Шенкурский уезд, Предтеченская волость). Построена в 19 веке.
Двинский сектор
Двинский сектор
 Двинский сектор
Двинский сектор
Дом-двор М.М. Туробова Перевезён в музей в 1974 году из деревни Ирта Ленского района Архангельской области (Вологодская губерния, Яренский уезд, Ленская волость). Построен в первой половине 20 века.
Дом-двор Е.А. Шестакова
Дом-двор Е.А. Шестакова
Перевезён в музей в 1975 году из деревни Малая Кулига Красноборского района Архангельской области (Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, Белослудская волость). Построен в 1861 году.
Дом-двор Е.А. Шестакова
Дом-двор Е.А. Шестакова
Дом-двор Е.А. Шестакова
Дом-двор Е.А. Шестакова
Шла я улице 19 века, находящейся где на Русском Севере: слева деревянные усадьбы, а справа, между осенних листьев мелькнула поверхность водоема.
Шла я улице 19 века, находящейся где на Русском Севере: слева деревянные усадьбы, а справа, между осенних листьев мелькнула поверхность водоема.
И я не стала сопротивляться, смело шагнула в калитку и очутилась в совершенно зачарованном уголке.
Села на скамейку, достала термосок и "калитку" (пирожок с рыбой), купленную в кафе Архангельска и расслабилась.
Села на скамейку, достала термосок и "калитку" (пирожок с рыбой), купленную в кафе Архангельска и расслабилась.
Но не тут-то было! Мгновенно в поле зрения оказалась очень даже общительная местная сойка. Я предложила ей разделить трапезу на двоих, пытаясь кормить птицу с руки. Но она делала вид, что совершенно равнодушна к рыбе и молниеносно съедала ею лишь тогда, когда лакомый кусочек оказывался на деревянном настиле.
Но не тут-то было! Мгновенно в поле зрения оказалась очень даже общительная местная сойка. Я предложила ей разделить трапезу на двоих, пытаясь кормить птицу с руки. Но она делала вид, что совершенно равнодушна к рыбе и молниеносно съедала ею лишь тогда, когда лакомый кусочек оказывался на деревянном настиле.
Дом-двор А.М. Ермолиной
Дом-двор А.М. Ермолиной
Перевезён в музей в 1981 году из деревни Кривец Холмогорского района Архангельской области (Архангельская губерния, Холмогорский уезд, Товренская волость). Построен в 1880-х годах.
Дом-двор А.М. Ермолиной
Дом-двор А.М. Ермолиной
Дом-двор А.М. Тропина
Дом-двор А.М. Тропина
Перевезён в музей в 1976 году из деревни Семушинская Красноборского района Архангельской области (Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, Белослудская волость).Построен в 1880-х годах.
Дом-двор Русиновых.
Дом-двор Русиновых.
Перевезён в музей в 1976 году из деревни Кондратовская Верхнетоемского района Архангельской области (Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд, Пучужская волость). Построен в конце 19 века.
Дом-двор Русиновых.
Дом-двор Русиновых.
Северная изба — это не просто дом, а модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны. Этакий ковчег, путешествующий не в пространстве, а во времени — от тепла до тепла, от урожая до урожая. Человеческое жильё, помещение для скота и птицы, хранилища припасов — всё находится под одной крышей, всё под защитой мощных стен. Лишь дровяной сарай да амбар-сеновал находятся отдельно, но рядом.
В Архангельской области сохранялось значительное количество так называемых «курных изб», где печь топилась по-черному, без труб: дым выходил в специальное отверстие — дымницу в виде оконца в стене. После топки это отверстие закрывали.
В Архангельской области сохранялось значительное количество так называемых «курных изб», где печь топилась по-черному, без труб: дым выходил в специальное отверстие — дымницу в виде оконца в стене. После топки это отверстие закрывали.
В курных избах печь требовала меньше топлива, но давала больше тепла, воздух был тёплый и сухой, таким образом, просушивались не только вещи: одежда, обувь, сети, но и стены — прокопчённое дерево не гнило.
В курных избах печь требовала меньше топлива, но давала больше тепла, воздух был тёплый и сухой, таким образом, просушивались не только вещи: одежда, обувь, сети, но и стены — прокопчённое дерево не гнило.
Пинежский сектор.
Пинежский сектор.
Дом-двор В.А. Ситникова перевезён в музей в 1983 году из деревни Шеймогоры Пинежского района Архангельской области (Архангельская губерния Пинежский уезд, Михайловская волость, д.Шеймогорская). Построен в 1893 году.
Часовня во имя Пресвятой Троицы
Часовня во имя Пресвятой Троицы
В 1728 году архиепископом Архангельским и Холмогорским Варнавой были благословлены часовни Пинежского уезда, возведенные без «его ведома». Среди них значилась и часовня во имя Пресвятой Троицы из деревни Вальтегорской, время возведения которой «за давностью времен неизвестно».
Часовня во имя Пресвятой Троицы
Часовня во имя Пресвятой Троицы
Через деревню Вальтегорскую проходил старинный тракт с Пинеги на Мезень, а часовня служила местом не только для общественной молитвы, но также молитвы и отдыха одиноких путников.
Пинежский сектор. Дом-двор Щеголева, 1826-й год.
Пинежский сектор. Дом-двор Щеголева, 1826-й год.
Жилище строилось в два яруса. Нижний — хозяйственный, там скотный двор и хранилище припасов — подклет с погребом. Верхний — жильё людей, горница (от слова горний, то есть высокий, потому что наверху). Тепло скотного двора поднимается вверх, это люди знали с незапамятных времён. Чтобы попасть в горницу с улицы, крыльцо делали высоким.
В одиночку такой дом-двор не воздвигнешь. Потому в северных сельских общинах избу для молодых — новой семьи — ставили всем миром. Строило всё село: вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за венцом под крышу.
В одиночку такой дом-двор не воздвигнешь. Потому в северных сельских общинах избу для молодых — новой семьи — ставили всем миром. Строило всё село: вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за венцом под крышу.
Амбар.
Амбар.
Амба́р (анбар) (от персидского انبار ambar, anbar — "склад") — строение для складки (хранения) зернового хлеба, муки, а иногда и других товаров.
При строительстве большое внимание уделялось выбору вида и породы дерева, учету характерных свойств древесины и условиям роста деревьев в природе.

Особо ценили лиственницу, называя ее крепким, "железным" деревом. Ее обычно использовали для фундаментных стоек избы -"стульев", как дерево наиболее устойчивое к воздействию влаги и гниения.
При строительстве большое внимание уделялось выбору вида и породы дерева, учету характерных свойств древесины и условиям роста деревьев в природе. Особо ценили лиственницу, называя ее крепким, "железным" деревом. Ее обычно использовали для фундаментных стоек избы -"стульев", как дерево наиболее устойчивое к воздействию влаги и гниения.
Универсальным материалом считалась сосна. В избе, сложенной из сосновых бревен, легко дышалось, сосна достаточно прочна, не так тяжела, как лиственница, легче в обработке. Ее использовали не только для возведения сруба, но и для покрытия крыши, плах для пола. Для построек особо учитывалась смолистость сосны, обеспечивающая долговечность сооружения. Для построек ценился кондовый лес, росший в глубине бора, такие бревна были ровные, смолистые, с прямослойной древесиной.
Универсальным материалом считалась сосна. В избе, сложенной из сосновых бревен, легко дышалось, сосна достаточно прочна, не так тяжела, как лиственница, легче в обработке. Ее использовали не только для возведения сруба, но и для покрытия крыши, плах для пола. Для построек особо учитывалась смолистость сосны, обеспечивающая долговечность сооружения. Для построек ценился кондовый лес, росший в глубине бора, такие бревна были ровные, смолистые, с прямослойной древесиной.
Для получения качественного строительного материала из дерева существовали определенные правила хранения и обработки. После валки выбранных деревьев их распиливали на бревна нужной длины. Особое внимание уделяли сушке бревен. После ошкуровки бревна тщательно складировали так, чтобы штабель хорошо проветривался, бревна каждого следующего ряда укладывались перпендикулярно предыдущему.

Срезы замазывали известкой или глиной, чтобы сушка и отток смолы шли не через них, а равномерно через ствол, что придавало особую прочность древесине и красивый красноватый цвет.
Для получения качественного строительного материала из дерева существовали определенные правила хранения и обработки. После валки выбранных деревьев их распиливали на бревна нужной длины. Особое внимание уделяли сушке бревен. После ошкуровки бревна тщательно складировали так, чтобы штабель хорошо проветривался, бревна каждого следующего ряда укладывались перпендикулярно предыдущему. Срезы замазывали известкой или глиной, чтобы сушка и отток смолы шли не через них, а равномерно через ствол, что придавало особую прочность древесине и красивый красноватый цвет.
Пинежский сектор.
Пинежский сектор.
Существовал род запретов на использование различных деревьев. Запрещалось брать скрипучие деревья, деревья с явными дефектами, дуплами. Не брали также деревья, не упавшие при рубке на землю, запутавшиеся в ветвях других деревьев.
Целая улица амбаров.
Целая улица амбаров.
На Руси амбары предназначались в основном для хранения запасов зерновых и других культур. Изнутри амбары делились на отделения, которые назывались закромами или сусеками (засеками).
Амбары.
Амбары.
Чтобы защитить зерно от порчи, его необходимо было проветривать и оберегать от грызунов. Для этого сруб устанавливали на опоры, которыми могли служить крупные валуны или врытые в землю столбы. В нижней части дверного полотнища проделывали отверстие – лаз для кошки.
Некоторые амбары были настолько малы, что я поставила ручку у двери для соизмерения масштабов.
Некоторые амбары были настолько малы, что я поставила ручку у двери для соизмерения масштабов.
На первом плане амбар Порывкина, 19 век.
На первом плане амбар Порывкина, 19 век.
В северных областях была распространена практика постройки так называемых амбарных городков — неподалеку от основной деревни возводилась группа амбаров. Амбарные городки были своего рода страховкой на случай пожаров, уничтожавших целые усадьбы. Самым страшным в случае таких катастроф была потеря семенного зерна, а с помощью резервного запаса можно было если не встать на ноги, то хотя бы не умереть с голоду.
Некоторые избы были очень маленькими, конечно размер жилища говорил о доходах его хозяев.
Некоторые избы были очень маленькими, конечно размер жилища говорил о доходах его хозяев.
Дом Толстикова, 1920-й год.
Дом Толстикова, 1920-й год.
Ради сохранения тепла окошки в горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет. Лишь в богатых домах можно было увидеть слюдяные окна.
Ради сохранения тепла окошки в горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет. Лишь в богатых домах можно было увидеть слюдяные окна.
Мезенский сектор.
Мезенский сектор.
Мезенский сектор.
Мезенский сектор.
Мезенский сектор.
Мезенский сектор.
Дом-двор М.А. Федотова
Дом-двор М.А. Федотова
Дом-двор М.А. Федотова
Дом-двор М.А. Федотова
На Севере было распространено украшение внешнего и внутреннего убранства изб резьбой и росписью. Ажурной резьбой украшались балконы, наличники со ставнями, крыльца с перилами, кровля, фронтоны изб. Концы выступающих бревен крыши избы — охлупни украшались скульптурной резьбой, вырезались коньки, птицы. Особенно декоративной, ажурной резьбой отличаются избы Каргополья и Онеги.
Дом-двор М.А. Федотова
Дом-двор М.А. Федотова
Дом-двор М.А. Федотова
Дом-двор М.А. Федотова
Резьба и роспись использовались не только для украшения наружной части дома, но и в его интерьере. Расписывались опечки, перегородки комнат, шкафы, двери, посуда. Круг сюжетов и орнаментов был весьма разнообразен: растительные и геометрические узоры, изображения птиц, животных, изображения людей, сцены из крестьянской жизни.
Дом-двор М.А. Федотова
Дом-двор М.А. Федотова
Дом-двор М.А. Федотова
Дом-двор М.А. Федотова
Мезенский сектор.
Мезенский сектор.
Амбары и бани.
Мезенский сектор.
Мезенский сектор.
Колодец.
Мезенский сектор.
Мезенский сектор.
Амбары.
Амбары.
Справа: амбар зерновой А.С. Ковалёвой Перевезён в музей в 1978 г. из д. Азаполье Мезенского района Архангельской области.Построен в конце XIX веке. Слева: Амбар зерновой Лимонникова Перевезён в музей в 1978 г. из д. Ёлкино Мезенского района Архангельской области. Построен в начале XX веке.
Дом-двор Клокотова
Дом-двор Клокотова
Это, пожалуй, самый красиво украшенный дом в музее, он перевезён в музей в 2004 году, построен в 1879 году.
Дом-двор Клокотова
Дом-двор Клокотова
Дом привезен в музей из деревни Заозерье Лешуконского района Архангельской области. Он интересен своими разукрашенными наличниками, резной светелкой и другими изысками старинного деревянного зодчества.
Дом-двор Клокотова
Дом-двор Клокотова
Дом-двор Клокотова
Дом-двор Клокотова
Дом-двор Клокотова
Дом-двор Клокотова
Дом-двор Клокотова
Дом-двор Клокотова
Церковь во имя Святого Георгия
Церковь во имя Святого Георгия
Георгиевская церковь может служить примером соединения рационализма и красоты, гармонично сочетавшихся в сознании мастеровитого северного крестьянина.
Церковь во имя Святого Георгия
Церковь во имя Святого Георгия
В основании церкви — восьмигранный сруб, который окружен крытой галереей и увенчан величественным шатром с главкой на барабане. С восточной стороны в прирубе церкви — алтарь, с западной — трапезная. Перевезена в музей в 1972 году из села Вершины Верхнетоемского района Архангельской области.
Амбар-клетка, 19 век.
Амбар-клетка, 19 век.
Амбары иногда ставились на столбах-сваях, чтобы спасти зерно от грызунов.
Охотничья
Охотничья "боровая" изба, 1920-е годы.
Изба была построена в 1920-1930-е гг. охотником Михаилом Шиловым в лесу, на берегу озера Уйтинское. Ближайшая деревня Березник находится в 20-25 км от озера.Изба представляет собой небольшую двухкамерную постройку, перекрытую двухскатной кровлей из колотых плах, положенных в два ряда. Перед входом в избу находятся сени. Внутри нее – глинобитная печь, нары для сна, лавки, полки, на которых хранились постоянные запасы соли, сахара, сухарей, спичек и свечей. Освещается изба тремя окнами: двумя с оконными переплетами и одним волоковым.
Охотничья
Охотничья "боровая" изба
На Севере получили распространение охотничьи и рыболовецкие избы. Охотники имели свои охотничьи угодья, включающие избушки, где жили во время охотничьего сезона и амбарчики, где хранили добычу и продукты. Они считались их собственностью и передавались по наследству. Часто они ставились по берегам лесных рек и озер, на «борах». Охотничьи избушки были срубными, низкими.
Вот и все, Север подарил мне потрясающий день, яркий, солнечный и багряно-золотой!

Цикл материалов "Прекрасная осень 2022"

  1. Волшебной осени прекрасные мотивы
  2. Старый Петергоф: усадьба Сергиевка, Собственная дача Его Императорского величества
  3. Старый Петергоф: дачные истории и Колонистский парк
  4. Старый Петергоф: великолепие архитектурного наследия прошлого
  5. Собственная Её Величества дача Александрия
  6. Петергофский Петропавловский собор
  7. Возвращение в Выборг. Анненские укрепления
  8. Монрепо — место моего отдыха
  9. Сады Адмиралтейского района Петербурга
  10. Палаты Постниковых и их выставки
  11. Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь и его фрески
  12. Мои прогулки по историческому Пскову (первая)
  13. Мои прогулки по историческому Пскову (вторая)
  14. Мои прогулки по историческому Пскову (третья)
  15. Снетогорский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь
  16. Псковский Кремль
  17. Варлаамовская и Высокая-башни Псковского Кремля, восставшие из руин
  18. Пушкиногорье. Родовое имение Ганнибалов — Петровское
  19. Михайловское — приют спокойствия, трудов и вдохновенья для Пушкина
  20. Пушкиногорье: Городище Воронич и имение Тригорское
  21. Деревня Бугрово. Музеи «Пушкинская деревня» и «Мельница»
  22. Святогорский Свято-Успенский монастырь, место, где похоронен Пушкин
  23. Однажды осенью в Пушкинских горах
  24. Тысячелетие северного мореплавания
  25. Архангельск и набережная Северной Двины. Начало
  26. Архангельск и набережная Северной Двины. Окончание
  27. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (начало)
  28. Малые Корелы в багрянце и золоте осени (окончание)
  29. Продолжение знакомства с Архангельском (город, начало)
  30. Продолжение знакомства с Архангельском (город, окончание)
  31. Особняк на Набережной Северной Двины
  32. Музей изобразительных искусств

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому