Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 14:06
Фотоальбом

Меншиковский дворец на Васильевском острове

COOLPIX A1000, iPhone 6s
66 56

Дворец на Васильевском острове построен для светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга, сподвижника и особо приближенного к императору Петру I.

Строительство началось в мае 1710 года по проекту итало-швейцарского архитектора Джованни Мария Фонтаны, которого в 1713 году сменил палатного дела мастер, немецкий архитектор Готфрид Иоганн Шедель.

Величественный дворец, построенный в стиле петровского барокко, был первым каменным зданием Санкт-Петербурга. В 1711 году едва завершили первую очередь строительных работ дворца, Меншиков поспешил отпраздновать новоселье.

Но это был не просто дворец, это была огромнейшая усадьба, протянувшаяся через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы с цветниками и садами, банями, медоварней, хлебопекарней, кузницей, образовавшая небольшой город на острове.

Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. Например в Меншиковском дворце были сыграны две знаменитые свадьбы царственных особ: царевича Алексея и немецкой принцессы Шарлотты (в православии Наталия Алексеевна) и племянницы Петра Первого, будущей российской императрицы  Анны Иоанновны с герцогом Курляндским.

K 1714 году большинство строительных работ во дворце было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года. Но насладиться богатством и роскошью готового детища светлейший князь Меншиков не успел: он был обвинен в государственной измене и казнокрадстве и сослан в ссылку Берёзов, а дворец забрали в казну.

Посетив Ораниенбаум, я уже писала про Меншикова, его взлет и падение, повторяться не буду.

В 1731 году по проекту архитектора  Доменико Трезини дворец был перестрон для Сухопутного Шляхетского корпуса. Позднее дворец вместе с огромным земельным участком были переданы в пользование Кадетскому корпусу. В работах по его перестройке участвовали архитекторы Иван Старов, Василий Баженов, Юрий Фельтен.

До нашего времени от Меншиковской усадьбы сохранился только дворец, главный, невский фасад которого был изменен и получил более упрощенный облик.

Первая научная реставрация здания прошла еще в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена.  Реставрационные работы в Меншиковском дворце не закончены, они еще продолжаются, хотя сделано уже очень много.
Первая научная реставрация здания прошла еще в конце XIX века. Но подлинное возрождение дворца началось в 1966 году под руководством А. Э. Гессена. Реставрационные работы в Меншиковском дворце не закончены, они еще продолжаются, хотя сделано уже очень много.
В 1981 году Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа и с этого времени в нем находится экспозиция истории и культуры России петровского времени.
В 1981 году Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа и с этого времени в нем находится экспозиция истории и культуры России петровского времени.
Чтобы попасть в музей, надо на сайте Эрмитажа купить билет. Сеансы проводятся раз в полчаса: 10-00, 10-30 и так далее, количество человек не более 10, но в нашей группе было 13. Трое- студенты и экскурсовод прежде спросила разрешение у группы на их присутствие.
Чтобы попасть в музей, надо на сайте Эрмитажа купить билет. Сеансы проводятся раз в полчаса: 10-00, 10-30 и так далее, количество человек не более 10, но в нашей группе было 13. Трое- студенты и экскурсовод прежде спросила разрешение у группы на их присутствие.
Поварня.
Поварня.
Здесь разогревали и украшали уже готовые блюда. В этом помещении сохранился оригинальный вытяжной шатёр из кирпича. Печь под вытяжным шатром — новинка петровской эпохи, была восстановлена по аналогам.
Поварня.
Поварня.
В Поварне представлена коллекция посуды из глины, дерева и металлов.
Большая палата.
Большая палата.
Одно из парадных помещений дворца. На столе — серебряный сосуд для охлаждения вина, работа амстердамского мастера.
Большая палата.
Большая палата.
Большую палату украшает серия из пяти шпалер XVII века, на которых представлена история македонского царя Персея.
Большие сени.
Большие сени.
С первого на второй этаж, в основные покои дворца, ведёт парадная лестница в два марша, она сохранилась с 1716—1720 годов. Ступени лестницы, выполненные из морёного дуба, стёрты ногами с обеих сторон: в пору ремонтных работ, проводившихся в Кадетском корпусе, их не стали менять, а просто перевернули другой стороной. В настоящее время доступ на лестницу закрыт.
Кордегардия.
Кордегардия.
Помещение для почетной охраны и приема военных посетителей и курьеров. Это помещение сохранило архетектурную отделку палат 17 века: арка и свод поддерживаются опорами, разделяя палату на две неравные части.
Кордегардия.
Кордегардия.
Кордегардия.
Кордегардия.
Прихожая (конторка).
Прихожая (конторка).
Парадные сени второго этажа.
Парадные сени второго этажа.
Площадка верхних сеней отделена от лестницы рядом коринфских колонн, соединенных арками. Верхние сени декорированы живописью с архитектурными мотивами.
Предспальня.
Предспальня.
Прихожая перед парадной спальней служила Меншикову деловой приемной. Стены помещения, не сохранившие первоначальную отделку, обиты тканью с рисунком по образцу французской ткани 18 века из Эрмитажа, которую изготовили в наше время в мастерской "Старинные ткани" (Москва), на ручных станках. По обеим сторонам большого зеркала в резной ореховой раме (Италия, конец XVII в.) висят живописные портреты дочерей А.Д. Меншикова Марии и Александры, работы И.Г. Таннауэра (первая четверть 18 века).
Предспальня (прихожая)
Предспальня (прихожая)
Кабинет из прихожей.
Кабинет из прихожей.
Меншиковский дворец одним из первых в Петербурге «вобрал» в себя появившуюся во Франции моду на изразцовые интерьеры. Светлейший князь велел выписать голландскую плитку в количестве 50 000 штук на «убранство палат». Изразцовый вопрос решало и отечественное производство: в 1719 году на кирпичном заводе в Стрельне приступили к работе обученные в Голландии русские художники.
Варварин покой.
Варварин покой.
Интерьеры тринадцати комнат были отделаны делфтской плиткой с кобальтовой росписью к 1717 году, до настоящего времени дошли лишь четыре из них: Варварин покой (лучшие образцы плитки), Кабинет из прихожей, Спальня Меншикова и Предспальня.
Варварин покой.
Варварин покой.
Варварин покой принадлежал свояченице Меншикова, бессменной воспитательнице и няне для детей своей сестры: Александра, Александры и Марии. В этой комнате сразу небольшая кровать с балдахином из камня и темного дерева. Считалось полезным спать полусидя, поэтому вместо подушки использовали валик, а само ложе делали немногим больше человеческого роста.
Варварин покой.
Варварин покой.
Отделка плиткой Варварина покоя — самая лучшая во дворце. Плитки расписаны с большим мастерством. Их роспись представляет пейзаж, жанр, мифологические сюжеты, фигуры военных и жителей Голландии. Особый интерес представляют плитки с изображениями предметов быта начала XVIII века.
Фрагмент Кабинета из прихожей. На стене — полотно Якоба Сторка “Вид гавани”, 1690-е годы.
Фрагмент Кабинета из прихожей. На стене — полотно Якоба Сторка “Вид гавани”, 1690-е годы.
Ореховая комната.
Ореховая комната.
В этой комнате сохранена уникальная отделка стен. Наборные панно из персидского ореха, дополненные золоченым орнаментом, изготовлены в 1716-1719 годах. В этом помещении дворца Меншиков проводил много времени — здесь он работал, проводил переговоры, принимал гостей и отдыхал
Двери Петровской эпохи из Ореховой.
Двери Петровской эпохи из Ореховой.
Арка-вход в Большой зал дворца.
Арка-вход в Большой зал дворца.
Большой зал.
Большой зал.
Зал декорирован золоченым лепным орнаментом. Между напольными подсвечниками с фигурами купидонов (1714-1717гг.) находится гобелен Парнас (1772г.), выполненный по фреске Рафаэля в Ватикане. Зал освещают 14 золоченых резных деревянных подсвечников-бра и австрийские хрустальные люстры, сделанные по заказу Эрмитажа, анологичные тем, которые были в этом зале в 18 веке.
Покои дарьи Михайловны Меншиковой.
Покои дарьи Михайловны Меншиковой.
Вид во внутренний дворик из окна дворца.
Вид во внутренний дворик из окна дворца.
Западная прихожая.
Западная прихожая.
Стены комнаты декорированы китайскими шелковыми обоями (начало 18 века) в дубовых рамах, расписанными натуральными растительными и минеральными красками. Нижняя часть стен отделана панелями из плиток с пурпурным рисунком "Розы на стеблях", технология изготовления этих плиток воссоздана петербургскими реставраторами в 1990-х годах. В центре шкаф-горка красного лака с росписью в китайском стиле (Англия, XVIII в.) c восточным фарфором.

Цикл материалов "Майский Петербург"

  1. В Шуваловский парк вопреки непогоде
  2. Академия барона Штиглица
  3. Зоологический музей Санкт-Петербурга — как все начиналось
  4. Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
  5. Михайловка — дача великого князя Михаила Николаевича
  6. Булочные Вольчека
  7. Стрельна. Дворцы, «Огненный князь» Львов и «Царская прогулка»
  8. Каменный остров — Курортный остров
  9. Елагин остров в начале мая
  10. Исследуя исторический Петербург (часть 1-я)
  11. Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)
  12. Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)
  13. Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)
  14. Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…
  15. Староладожские монастыри. Новая Ладога
  16. Музей Александра Васильевича Суворова в Новой Ладоге
  17. Меншиковский дворец на Васильевском острове
  18. Театр, два храма, солнце и ветер с залива
  19. Каменноостровский проспект — легкомысленный красавец
  20. Лопухинский сад и дача Громова
Комментарии к альбому