Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 14:32

Удивительно красивое здание, расположенное в Соляном переулке под номером 13, не может не обращать на себя внимание, его главный фасад так и притягивает взгляд. «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица» окружена аурой творчества, изящества и таинственности. Простому любознательному человеку не так-то просто попасть в эту сокровищницу – надо записаться на экскурсию на сайте академии. Лишь в сопровождении опытного экскурсовода, влюбленного в свою профессию, вы сможете насладиться невероятной красотой интерьеров здания и получить максимум информации об уникальной коллекции музея. Полуторачасовая экскурсия оставила у меня две эмоции: восторг и потрясение и желание посетить академию еще раз, чтобы более досконально все прослушать и рассмотреть.

Я, конечно, попытаюсь здесь немного показать и рассказать вам об истории создания и академии и музея при ней, но мои фото и слова будут лишь подготовительной площадкой для тех, кто решит воочию убедиться в моих хвалебных словах.

Посещение академии имени барона А. Л. Штиглица рекомендую однозначно и категорически!

Центральное училище технического рисования вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой было основано в 1876 году по указу Александра II. Деньги на уникальное учебное заведение пожертвовал банкир, промышленник, крупнейший российский финансист, меценат, благотворитель барон Александр Людвигович Штиглиц.

Благодаря этому гениальному финансисту в России появились первые железные дороги. Барон Штиглиц участвовал в постройке Балтийской железной дороги и сооружении Петербурго-Московской (Николаевской) железной дороги. Он занимался устройством дел Государственного банка России, был председателем Биржевого комитета и прочая, прочая. Но главным его достижением считается основание Училища художеств, в настоящее время по праву названного в его честь.

А далее кратко расскажу о другом, не менее важном лице, имеющем отношение к академии. В 1860 году Максимилиан Егорович Месмахер поступил в Импреторскую академию художеств а уже в 1861 году удостоился Малой серебряной медали за проект охотничьего замка. При окончании Академии в 1866 году получил Большую золотую медаль за проект загородного дома. Эта награда позволила Максимилиану Месмахеру выехать за границу для продолжения обучения в качестве пенсионера Академии.

Месмахер посетил Италию, Бельгию, Германию, Испанию, Грецию и Турцию, во время путешествия много рисовал. В Италии работал над реставрацией Таорминского театра на Сицилии в сотрудничестве с В. А. Коссовым. За эту работу, по возвращении в Санкт-Петербург в 1872 году Месмахеру было присвоено звание академика архитектуры.

Большую роль в принятии решения о создании училища сыграл Александр Александрович Половцов, действительный тайный советник, Государственный секретарь, фабрикант и зять барона Штиглица (жена Половцова, Надежда Михайловна, была внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича, удочеренной бездетной четой Штиглицев). Половцов руководил Училищем с самого момента его основания и до конца своей жизни. Он же привлек к организации учебного процесса и строительству училищных зданий архитектора Максимилиана Месмахера и в 1880 –м году способствовал его назначению на пост директора новоучреждённого Центрального училища технического рисования барона фон Штиглица.

Пожертвовав на первоначальное устройство училища огромную сумму в один миллион рублей, барон фон Штиглиц продолжал субсидировать училище и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почетным попечителем. После смерти Штиглиц завещал училищу около семи миллионов рублей, благодаря чему оно могло получить самое широкое и благотворное развитие. На проценты от этих денег готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ.

 

 

Был хмурый, ветреный и дождливый день - 4 мая 2021 года. Я словно заранее знала о такой, не благоприятной погоде для уличных прогулок и за пару недель до этого заказала экскурсию на 11-15.
Был хмурый, ветреный и дождливый день - 4 мая 2021 года. Я словно заранее знала о такой, не благоприятной погоде для уличных прогулок и за пару недель до этого заказала экскурсию на 11-15.
Главный корпус Училища технического рисования барона Штиглица спроектированный Александром Ивановичем Кракау в содружестве с архитектором Робертом Андреевичем Гёдике, был построен в 1878—1881 годах. На фото это здание на первом плане, справа.
Главный корпус Училища технического рисования барона Штиглица спроектированный Александром Ивановичем Кракау в содружестве с архитектором Робертом Андреевичем Гёдике, был построен в 1878—1881 годах. На фото это здание на первом плане, справа.
Здесь начали готовить художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ. В училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме минимум четырех классов гимназии и успешная сдача экзамена по рисунку.
Здесь начали готовить художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ. В училище принимали всех желающих, без различия сословий и пола, требовалось только наличие знаний в объеме минимум четырех классов гимназии и успешная сдача экзамена по рисунку.
Вскоре после открытия академии Месмахер взялся за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Также со всех уголков страны начали поступать дары в виде произведений искусства. Директор училища решил, что музей – это абсолютно необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Так началась история создания музея прикладного искусства. Официальной датой его основания считают 15 мая 1878 года.
Вскоре после открытия академии Месмахер взялся за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Также со всех уголков страны начали поступать дары в виде произведений искусства. Директор училища решил, что музей – это абсолютно необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Так началась история создания музея прикладного искусства. Официальной датой его основания считают 15 мая 1878 года.
Вестибюль Академии.
Вестибюль Академии.
Первоначально музей Училища занимал восемь залов второго этажа основного здания. Однако коллекции продолжали интенсивно расти, и пришлось задуматься о постройке отдельного музейного здания. К тому времени в собрании музея имелось уже несколько десятков тысяч произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе текстиль, керамические изделия, фарфор, стекло, мебель, гобелены, бронза и т.д. Тут были памятники Античности, Средневековья, Возрождения, а также произведения западноевропейского, русского и восточного прикладного искусства XVI-XVIII веков. Все эти ценности требовали особых условий хранения.
Потолок в вестибюле Академии.
Потолок в вестибюле Академии.
Роскошный вестибюль -это как гардероб в театре: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись — всё это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет сразу же.
Экскурсия начинается в Аванзале, оформленном в стиле итальянского Возрождения.
Экскурсия начинается в Аванзале, оформленном в стиле итальянского Возрождения.
Строительство специального корпуса для музея было начато в 1885 году. Автором проекта выступил первый директор Училища, известный русский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер. В празднике открытия музея принимала участия императорская семья во главе с Николаем II, а также многие деятели культуры, в том числе художники Илья Репин, Кузьма Петров-Водкин, писатель Дмитрий Григорович.
Аванзал
Аванзал
Здание музея Центрального училища технического рисования является одним из самых важных и известных творений зодчего (Массандровский дворец в Крыму тоже его творение). Он создал не просто музей, а наглядное пособие по истории развития прикладного искусства. Это нашло отражение как во внутреннем наполнении музея, так и в архитектуре здания и оформлении интерьеров музея.
Месмахер соединил в его облике композиционные приемы и элементы декора, позаимствованные из шедевров итальянской архитектуры XVI века. Основательно переработав формы исторических построек, архитектор создал обобщенный образ ренессансной итальянской архитектуры. Каждый из 32 залов музея для сохранения духа эпохи декорировался в определенном историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нем.
Месмахер соединил в его облике композиционные приемы и элементы декора, позаимствованные из шедевров итальянской архитектуры XVI века. Основательно переработав формы исторических построек, архитектор создал обобщенный образ ренессансной итальянской архитектуры. Каждый из 32 залов музея для сохранения духа эпохи декорировался в определенном историческом стиле в соответствии с коллекцией, предназначенной для экспозиции в нем.
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал), является композиционным центром всей постройки. Этот двухэтажный зал, напоминающий двор итальянского палаццо, изначально предназначался для студенческих и преподавательских выставок. В настоящее время в зале идет подготовка к экзаменам, выставлены работы студентов, но их самих в академии не было - выходной и это отдельное счастье, потому как мы могли спокойно гулять.
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
По периметру зал окружен эффектной двухъярусной галереей, которая создает наилучшие условия для обзора экспозиции. Эта аркада служит опорой для двойного стеклянного перекрытия.
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Внутренний световой купол ранее состоял из небольших расписных квадратных стекол, выполненных по рисунку Месмахера на фабрике Цеттлера в Мюнхене в 1892 году. Металлическая основа двойного стеклянного перекрытия была выполнена на заводах Ф.К. Сан-Галли. В межкупольном пространстве располагалась оранжерея. После реставрации купола в 2000 году, приуроченном к 125-летию училища воспроизведен лишь один фрагмент стекла с оригинальным рисунком.
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Зимой в Большом зале температура не поднимается выше +14 градусов, поэтому занятий здесь нет - студенты покидают его и размещаются в аудиториях.
Плитка в большом выставочном зале оригинальная, метлахская.
Плитка в большом выставочном зале оригинальная, метлахская.
В  скульптурных медальонах по периметру зала  содержатся профильные портреты Рафаэля, Альбрехта Дюрера, Лоренцо Гиберти, Петера Фишера, Луки делла Роббиа, Андре Ленотра, Иоганна Бетгера, Бернара Палисси, Антонио Филарете и других прославленных деятелей не только западноевропейского искусства, но и русского.
В скульптурных медальонах по периметру зала содержатся профильные портреты Рафаэля, Альбрехта Дюрера, Лоренцо Гиберти, Петера Фишера, Луки делла Роббиа, Андре Ленотра, Иоганна Бетгера, Бернара Палисси, Антонио Филарете и других прославленных деятелей не только западноевропейского искусства, но и русского.
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Каждая деталь достойна внимания.
Каждая деталь достойна внимания.
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Но особое внимание привлекает роскошная лестница, полудуги двухмаршевой мраморной лестницы ведут на второй этаж.
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
Большой выставочный зал (Итальянский зал)
На верхней площадке лестницы изначально была установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона фон Штиглица работы М.М. Антокольского. В советское время памятник убрали.
На верхней площадке лестницы изначально была установлена мраморная статуя сидящего в кресле барона фон Штиглица работы М.М. Антокольского. В советское время памятник убрали.
Но скульптура чудом сохранилась, и в июне 2011 года ее вернули на историческое место.
Но скульптура чудом сохранилась, и в июне 2011 года ее вернули на историческое место.
Большой выставочный зал не относится к музею, это огромная аудитория и здесь творят юные дарования.
Большой выставочный зал не относится к музею, это огромная аудитория и здесь творят юные дарования.
Большой фриз Пергамского алтаря
Большой фриз Пергамского алтаря
По периметру всего зала второго этажа размещена гипсовая точная копия большого фриза Пергамского алтаря Зевса (180 - 160 гг. до н.э.) - дар Государственного Эрмитажа, установленный в 2002 году. На фризе изображена борьба богов и гигантов, символизирующая победу, одержанную Пергамом над галлами-варварами.
Следы творческих процессов - натюрморты, мольберты...
Следы творческих процессов - натюрморты, мольберты...
Особой заслугой Месмахера было возрождение искусства майолики. Все отделочные работы в музее, связанные с майоликой (облицовка каминов, ниш, порталов, декоративные вставки между рамами окон, балясины) были выполнены учениками Училища. Сегодня, когда декоративное убранство интерьеров музея во многом утрачено, майолика по-прежнему сверкает яркими блестящими красками.
Особой заслугой Месмахера было возрождение искусства майолики. Все отделочные работы в музее, связанные с майоликой (облицовка каминов, ниш, порталов, декоративные вставки между рамами окон, балясины) были выполнены учениками Училища. Сегодня, когда декоративное убранство интерьеров музея во многом утрачено, майолика по-прежнему сверкает яркими блестящими красками.
Тридцать залов музея знакомят студентов и экскурсантов с историей развития целых отраслей прикладного искусства, таких как ткани и шитье, резьба по дереву, камню и кости, гобелены, фарфор, фаянс, стекло, майолика, с момента зарождения и по XIX век.
Тридцать залов музея знакомят студентов и экскурсантов с историей развития целых отраслей прикладного искусства, таких как ткани и шитье, резьба по дереву, камню и кости, гобелены, фарфор, фаянс, стекло, майолика, с момента зарождения и по XIX век.
Большая римская лестница
Большая римская лестница
В арочных проемах над лестницей воспитанник Училища П.И. Долгов поместил живописное панно с изображением собора Св. Петра в Риме на фоне пейзажа.
В арочных проемах над лестницей воспитанник Училища П.И. Долгов поместил живописное панно с изображением собора Св. Петра в Риме на фоне пейзажа.
Большая римская лестница
Большая римская лестница
Большая римская лестница
Большая римская лестница
Роспись стен лестницы выполнена по проекту М.Е. Месмахера.
Рафаэлевская галерея
Рафаэлевская галерея
Декор этой галереи навеян мотивами итальянского Ренессанса. Живописное убранство галереи повторяло лоджии, оформленные для Ватиканского дворца Рафаэлем по заказу папы Льва X в начале XVI века.
Рафаэлевская галерея
Рафаэлевская галерея
Рафаэлевская галерея
Рафаэлевская галерея
По поручению Месмахера копирование лоджий Рафаэля для музея Училища Штиглица выполняли художники Н. Блинов и М. Салтыков. В росписях видны самые разнообразные мотивы: растительные завитки, цветы, архитектурные композиции, фантастические существа (сфинксы, амуры, полулюди-полуживотные), фигуры античных богов и героев
Рафаэлевская галерея
Рафаэлевская галерея
Основные залы на первом и втором этаже музея Месмахер отвел под постоянную экспозицию искусства Египта, Германии, Италии, России, Франции, Англии и Фландрии. Каждая из стран «представляла» свое декоративно-прикладное искусство в период его наивысшего расцвета.
Основные залы на первом и втором этаже музея Месмахер отвел под постоянную экспозицию искусства Египта, Германии, Италии, России, Франции, Англии и Фландрии. Каждая из стран «представляла» свое декоративно-прикладное искусство в период его наивысшего расцвета.
Византийская комната
Византийская комната
Небольшой зал с ярким расписным потолком, где выставлено несколько предметов мебели эпохи историзма.
Кабинет в стиле неоготики с сюжетами из Нового завета,  датируемый второй половиной XIX века.
Кабинет в стиле неоготики с сюжетами из Нового завета, датируемый второй половиной XIX века.
Все дверцы кабинета открываются, экскурсовод продемонстрировала.
Все дверцы кабинета открываются, экскурсовод продемонстрировала.
В подобных предметах нашло отражение тогдашнее увлечение историческими памятниками мебельного искусства прошлых лет, а заодно и применение новых технических возможностей XIX века.
В подобных предметах нашло отражение тогдашнее увлечение историческими памятниками мебельного искусства прошлых лет, а заодно и применение новых технических возможностей XIX века.
Зал Медичи
Зал Медичи
Важным элементом отделки зала являются яркие керамические балясины небольшой лестницы.
Резная дверь приглашает нас в Зал печей.
Резная дверь приглашает нас в Зал печей.
Зал печей
Зал печей
В Зале печей представлено уникальное собрание русских изразцовых печей XVII-XIX веков. Это своеобразное собрание начало складываться в 1887 году, когда в музей поступила первая печь, приобретенная у купчихи Прядиловой в Нижнем Новгороде. Сложные, монументальные, расчлененные на ярусы печи 1770-х годов поступили в 1912 году из старинного русского города Торопца
Зал печей
Зал печей
В XVI-XVII веках изразцовые печи стали появляться в храмах, трапезных, парадных княжеских и боярских хоромах, а в XVIII столетии — и в обычных жилых помещениях.
Зал печей
Зал печей
В то время изразцовые орнаментальные печи стали неотъемлемой чертой зажиточного русского дома. Они грели, «кормили», украшали жилище и вносили в него уют. Не удивительно, что о красоте печей заботились не меньше, чем о красоте одежды и утвари.
 печь с полихромной орнаментальной росписью эмалями, работа Афанасия Трубицена
печь с полихромной орнаментальной росписью эмалями, работа Афанасия Трубицена
Печь привезена из города Торопца Псковской губернии. В данном случае сюжеты изразцов не сопровождаются пояснительными надписями. Печь несколькими поясами охватывают сценки из городской и сельской жизни, бытового, нравоучительного, любовного и шуточного характера. На одном из изразцов изображен монах с четками в руке, сидящий за столом, а на столе лежит раскрытый свиток с надписью: «1770 году маиа Работа Трубицена». Благодаря этой надписи нам и известно имя мастера (исключительная редкость по тем временам, когда керамика в основном оставалась анонимной).
Печь, работы калужских мастеров, с изображением библейских и мифологических персонажей, относится к 1770-м годам и происходит из дома купцов Мещаниновых в Коломне. В Калуге в тот период было прекрасно налажено изразцовое дело, и слава калужских мастеров шла по всей России.
Печь, работы калужских мастеров, с изображением библейских и мифологических персонажей, относится к 1770-м годам и происходит из дома купцов Мещаниновых в Коломне. В Калуге в тот период было прекрасно налажено изразцовое дело, и слава калужских мастеров шла по всей России.
Зал печей
Зал печей
Зал печей
Зал печей
печь с изразцом, изображающим монаха с надписью «Чернец 17» (Москва, 1770-е годы). Это сложное архитектурное сооружение, настоящее чудо архитектурного и гончарного искусства.
Печь с трех сторон облицована полихромными расписными изразцами.
Зал печей
Зал печей
Каждый изразец представляет собой настоящее произведение искусства, а совместно они представляют своеобразную энциклопедию народной жизни.
Это печь с изображением жанровых сцен (Россия, 1770-е годы), вероятно, происходящая из Владимирской губернии. Под сюжетами ее полихромных изразцов приводятся забавные подписи.В основном подписи носят пояснительный и нравоучительный характер, скажем: «Крепко карауль», «Родное мое со мною», «Труд нам нипочем».
Это печь с изображением жанровых сцен (Россия, 1770-е годы), вероятно, происходящая из Владимирской губернии. Под сюжетами ее полихромных изразцов приводятся забавные подписи.В основном подписи носят пояснительный и нравоучительный характер, скажем: «Крепко карауль», «Родное мое со мною», «Труд нам нипочем».
Зал «Теремок»
Зал «Теремок»
Зал «Теремок» находился на первом этаже и предназначался Месмахером для отдела древнерусского искусства. Декор этого сказочного зала напоминал палаты Теремного дворца в Москве. Пилоны, арки, своды были по рисункам Месмахера покрыты «лазорием чудным, золотом охры и теплой тьмой коричневых земель», отчего убранство зала казалось «живой сказкой, нашептанной русской природой» .
Зал «Теремок»
Зал «Теремок»
Нижние части стен были набраны из цветных изразцов. В экспозиции зала были представлены иконы, складни, кресты, шитые золотом и жемчугом дорогие ткани, ювелирные изделия.
Зал «Теремок»
Зал «Теремок»
За ширмой спрятаны куклы.
Зал «Теремок»
Зал «Теремок»
Лица кукол одинаковые, один в один, но одеты в костюмы разных эпох и народностей.
Зал «Теремок»
Зал «Теремок»
Этот зал облюбовали кинематографисты. Последний фильм, снятый в этих декорациях - Борис Годунов.
Зал «Теремок»
Зал «Теремок»
В 1953 году училищу присвоено имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной, внёсшей большой вклад в создание монументального и декоративно-прикладного искусства СССР. хотя она здесь не училась. В 1979 году музейное здание было взято под охрану государства как уникальный памятник архитектуры, а с 1980 года началась планомерная реставрация. В 1994 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, а в 2006 году ей вернули имя создателя – Александра Людвиговича Штиглица.
Сегодня фонды музея насчитывают более 35 тыс. предметов прикладного искусства от Античности до наших дней.
Сегодня фонды музея насчитывают более 35 тыс. предметов прикладного искусства от Античности до наших дней.
Малая Итальянская галерея
Малая Итальянская галерея
В музее несколько галерей с расписными потолками.
Невозможно описать академию, показать и рассказать - это невероятно уникальная сокровищница не только экспонатов, но и оформления интерьеров.
Невозможно описать академию, показать и рассказать - это невероятно уникальная сокровищница не только экспонатов, но и оформления интерьеров.

Цикл материалов "Майский Петербург"

  1. В Шуваловский парк вопреки непогоде
  2. Академия барона Штиглица
  3. Зоологический музей Санкт-Петербурга — как все начиналось
  4. Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
  5. Михайловка — дача великого князя Михаила Николаевича
  6. Булочные Вольчека
  7. Стрельна. Дворцы, «Огненный князь» Львов и «Царская прогулка»
  8. Каменный остров — Курортный остров
  9. Елагин остров в начале мая
  10. Исследуя исторический Петербург (часть 1-я)
  11. Выборг — русский островок Европы (часть 1-я)
  12. Выборг — русский островок Европы (часть 2-я)
  13. Выборг — русский островок Европы (часть 3-я)
  14. Старая Ладога. Откуда есть пошла земля Русская…
  15. Староладожские монастыри. Новая Ладога
  16. Музей Александра Васильевича Суворова в Новой Ладоге
  17. Меншиковский дворец на Васильевском острове
  18. Театр, два храма, солнце и ветер с залива
  19. Каменноостровский проспект — легкомысленный красавец
  20. Лопухинский сад и дача Громова
  21. Петроградская сторона, продолжение. Приморский парк Победы
Комментарии к альбому