Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 14:06
Фотоальбом

Армянская апостольская церковь "Сурб Вардан"

iPhone 6s, Canon EOS 650D
55 64

Собираясь в Кисловодск, получила несколько советов от Ани Кудрявцевой, которые хотелось выполнить. Одним из них и было посещение Армянской апостольской церкви "Сурб Вардан"(Церкви Святого Вардана Мамиконяна).

Рассказ о продолжении моего пребывания в Кавминводах я не успела написать, может быть на неделе закончу, поэтому вы еще не знаете, что в благодатный регион нагрянули августовские дожди.

Дорога к храму не близкая, можно было доехать на автобусе, но это не про меня, легких путей не ищу. Итак, вперед, вместе с дождем весело шагать в горку.

Прогуливаясь мимо торговых рядов и бутиков, я сделала фото и только дома рассмотрела, что на нем, далеко на горе, с правой стороны по центу фото, едва заметной точкой как раз и видна церковь. Теперь вы можете оценить мой подвиг. От Курортного бульвара я пошагала по улице Чкалова, затем свернула на улицу Авиаторов.
Прогуливаясь мимо торговых рядов и бутиков, я сделала фото и только дома рассмотрела, что на нем, далеко на горе, с правой стороны по центу фото, едва заметной точкой как раз и видна церковь. Теперь вы можете оценить мой подвиг. От Курортного бульвара я пошагала по улице Чкалова, затем свернула на улицу Авиаторов.
И вот такой вид открылся мне, когда я наконец-то, преодолев не слабый подъем, поднялась на самый высокий холм Кисловодска.
И вот такой вид открылся мне, когда я наконец-то, преодолев не слабый подъем, поднялась на самый высокий холм Кисловодска.
Армяне поселились в Кисловодске в 1803 году, в первые годы его основания. Одним из первых поселенцев был генерал-майор Аким Васильевич Хастатов (1756-1809), выдающийся военный деятель России, происходивший из знатного армянского рода.
Армяне поселились в Кисловодске в 1803 году, в первые годы его основания. Одним из первых поселенцев был генерал-майор Аким Васильевич Хастатов (1756-1809), выдающийся военный деятель России, происходивший из знатного армянского рода.
Страшная трагедия армянского народа ( геноцид армян в Османской Империи в конце XIX — начале XX веков, главным образом после 1915 года) изменила этнический облик многонационального Кисловодска – он стал малой родиной многих армян, беженцев и их потомков. В настоящее время армянское население Кисловодска насчитывает около 10 тысяч человек.
Страшная трагедия армянского народа ( геноцид армян в Османской Империи в конце XIX — начале XX веков, главным образом после 1915 года) изменила этнический облик многонационального Кисловодска – он стал малой родиной многих армян, беженцев и их потомков. В настоящее время армянское население Кисловодска насчитывает около 10 тысяч человек.
В августе 1991 года в районе армянского посёлка прошло празднование семидесятилетия со дня его основания. И тогда было решено сделать всё возможное для выделения здесь места под строительство духовного и культурного центра. При содействии городской администрации недалеко от армянского посёлка на живописном холме был выделен участок.
В августе 1991 года в районе армянского посёлка прошло празднование семидесятилетия со дня его основания. И тогда было решено сделать всё возможное для выделения здесь места под строительство духовного и культурного центра. При содействии городской администрации недалеко от армянского посёлка на живописном холме был выделен участок.
В 1992 году по инициативе армян города Кисловодска  стало возможным строительство храма. 5 марта 1992 года состоялось торжественное освящение земли, выделенной под строительство церкви, которой решено было дать имя Святого Вардана Мамиконяна.
В 1992 году по инициативе армян города Кисловодска стало возможным строительство храма. 5 марта 1992 года состоялось торжественное освящение земли, выделенной под строительство церкви, которой решено было дать имя Святого Вардана Мамиконяна.
Церковная лавка.
Церковная лавка.
За этим служебным помещением бесплатный туалет.
За этим служебным помещением бесплатный туалет.
Назвали церковь так в честь Вардана Мамиконяна, армянского князя-полководца V века, защитившего молодую христианскую веру от пытавшихся навязать зороастризм иранских Сасанидов.
Назвали церковь так в честь Вардана Мамиконяна, армянского князя-полководца V века, защитившего молодую христианскую веру от пытавшихся навязать зороастризм иранских Сасанидов.
На месте будущего духовно-культурного центра был установлен памятный камень, а также сооружена небольшая часовня и началось строительство Храма. Весной 1994 года в день Пасхи был освящен и установлен купольный крест.
На месте будущего духовно-культурного центра был установлен памятный камень, а также сооружена небольшая часовня и началось строительство Храма. Весной 1994 года в день Пасхи был освящен и установлен купольный крест.
Архитектор, коренной кисловодчанин Арсен Робертович Арустамян, вдохновлялся традициями средневековой армянской архитектуры, помогал ему конструктор — Кеворкян Вачак Семёнович. В отделке храма они использовали розовый туф.
Архитектор, коренной кисловодчанин Арсен Робертович Арустамян, вдохновлялся традициями средневековой армянской архитектуры, помогал ему конструктор — Кеворкян Вачак Семёнович. В отделке храма они использовали розовый туф.
Без традиционных хачкаров - каменных крестов, украшенных удивительной резьбой наверное невозможно представить себе армянский храм.
Без традиционных хачкаров - каменных крестов, украшенных удивительной резьбой наверное невозможно представить себе армянский храм.
Так как храм расположен на высоком холме, то на его территории сооружены несколько смотровых площадок на город, кутающийся в тот дождливый день в облачное покрывало.
Так как храм расположен на высоком холме, то на его территории сооружены несколько смотровых площадок на город, кутающийся в тот дождливый день в облачное покрывало.
Я не спешила идти дальше, хотелось насладиться панорамами и привыкать к созерцанию незнакомой мне культуры постепенно.
Я не спешила идти дальше, хотелось насладиться панорамами и привыкать к созерцанию незнакомой мне культуры постепенно.
Строительство Храма велось при активном участии прихожан церкви и поддержки местной армянской общины "Крунк".
Строительство Храма велось при активном участии прихожан церкви и поддержки местной армянской общины "Крунк".
Так как церковь расположена на одном из самых высоких холмов Кисловодска, то можно полюбоваться  Джинальским хребтом с его вершинами Кабан-гора и Малое Седло
Так как церковь расположена на одном из самых высоких холмов Кисловодска, то можно полюбоваться Джинальским хребтом с его вершинами Кабан-гора и Малое Седло
Весной 1996 г., в День Пасхи Христовой, врата церкви Сурб Вардан Мамиконян открылись для прихожан. 
31 августа 1997 года при участии и благословении Его Святейшества Католикоса всех армян Гарегина I состоялось торжественное освящение и открытие Церкви "Сурб Вардан".
Весной 1996 г., в День Пасхи Христовой, врата церкви Сурб Вардан Мамиконян открылись для прихожан. 31 августа 1997 года при участии и благословении Его Святейшества Католикоса всех армян Гарегина I состоялось торжественное освящение и открытие Церкви "Сурб Вардан".
На территории храма несколько хачкар Их изготавливают в честь того или иного события. Я не была в Армении, не видела храмов и хачкаров, поэтому надеялась полюбоваться ими здесь.
На территории храма несколько хачкар Их изготавливают в честь того или иного события. Я не была в Армении, не видела храмов и хачкаров, поэтому надеялась полюбоваться ими здесь.
Самый большой хачкар на территории церкви называется «Во имя веры и отечества».
Самый большой хачкар на территории церкви называется «Во имя веры и отечества».
Другой называется «Во имя мира и дружбы».
Другой называется «Во имя мира и дружбы».
Этот хачкар, в отличие от предыдущих сделан не из туфа, а из базальта. Сделан он в память о спитакском землетрясении 1988 года.
Этот хачкар, в отличие от предыдущих сделан не из туфа, а из базальта. Сделан он в память о спитакском землетрясении 1988 года.
Колокол памяти.
Колокол памяти.
24 апреля 1999 года уникальный культурно-религиозный комплекс дополнился величественным монументом в память жертвам геноцида 1915-1923 гг., созданный по проекту известного кисловодского художника-графика Ю. Багдасарова. Памятник жертвам геноцида армян. Страшный эпизод истории - из-за массовых депортаций и резни, организованных младотурками, погибло более полутора миллионов коренных жителей Западной Армении. Безжалостно уничтожались и свидетельства древней армянской культуры.
С 2007 года этот уникальный комплекс пополнился ещё одним объектом – зданием культурно-образовательного центра. К сожалению, возведение объекта пришлось на некоторое время отложить
С 2007 года этот уникальный комплекс пополнился ещё одним объектом – зданием культурно-образовательного центра. К сожалению, возведение объекта пришлось на некоторое время отложить
На территории храма несколько плакатов с изображением других армянских храмов, расположенных в Армении и в других городах России.
На территории храма несколько плакатов с изображением других армянских храмов, расположенных в Армении и в других городах России.
Храм очень красивый, каждый новый ракурс смотрится иначе.
Храм очень красивый, каждый новый ракурс смотрится иначе.
Внутри было очень темно и тихо. В одиночестве прошла, посмотрела иконы - они совсем другие, чем в русских храмах, на нейтральном фоне художественно прорисованы лики и фигуры армянских святых.
Внутри было очень темно и тихо. В одиночестве прошла, посмотрела иконы - они совсем другие, чем в русских храмах, на нейтральном фоне художественно прорисованы лики и фигуры армянских святых.
Но Богоматерь и Иисус в христианстве везде одинаковы.
Но Богоматерь и Иисус в христианстве везде одинаковы.
Заметила, что вместо подсвечников здесь используют чаши с песком. Думаю, так удобнее - не надо вовремя убирать огарки и очищать поверхность от капель воска.
Заметила, что вместо подсвечников здесь используют чаши с песком. Думаю, так удобнее - не надо вовремя убирать огарки и очищать поверхность от капель воска.
Ежегодно 24 апреля армяне Кисловодска приходят к храму возложить цветы к памятнику жертвам геноцида, принять участие в молебне.
Ежегодно 24 апреля армяне Кисловодска приходят к храму возложить цветы к памятнику жертвам геноцида, принять участие в молебне.
Я опять иду к самому большому хачкару, к смотровой. Очень приятные ощущения после посещения как самого храма, так и его территории, какие-то даже возвышенные.
Я опять иду к самому большому хачкару, к смотровой. Очень приятные ощущения после посещения как самого храма, так и его территории, какие-то даже возвышенные.
Последний взгляд на храм"Сурб Вардан" издали.
Последний взгляд на храм"Сурб Вардан" издали.
Комментарии к альбому