Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 9:52
Фотоальбом

Атомный ледокол «Ленин»

Canon EOS 650D
50 46

Моё осеннее путешествие на Кольский полуостров, в Мурманск и Териберку не было бы полным без посещения уникального музея — Атомный ледокол «Ленин». Представляю обзор организованной экскурсии, без которой посещение судна невозможно.

Холодная, леденящая душу от одного только произношения ее названия — Арктика всегда приковывала внимание ведущих мировых держав. Она привлекала их не стремлением заниматься научными исследованиями не знакомых земель, а как огромная территория для размещения военных баз.

Но пока все думали, мечтали, размышляли, Совет Министров СССР в ноябре 1953 года издал указ о проектировании и разработке первого в мире атомного ледокола.

Воплощение в реальность первого экспериментального проекта началось в 1956 году на ленинградском судостроительном предприятии имени французского коммуниста Андре Марти, на Южном стапеле Адмиралтейских верфей, на Галерном острове, расположенном между двумя рукавами реки Фонтанки.

Над уникальным проектом по созданию первенца, «дедушки» атомного ледокольного флота, первого атомного ледокола, ставшего прообразом последующих аналогичных судов, работало огромное количество ученых, сварщиков, монтажников под общим руководством физика Анатолия Александрова. В создании первого атомохода было задействовано в общей сложности около трехсот (где-то прочла что около 500!) различных предприятий и научно-исследовательских институтов.

В данном проекте буквально все было вновь, многие работы проводились впервые и тем не менее время было ограничено, следовало спешить. Ни один цех завода не смог вместить рождающуюся громадину, поэтому собирали ледоход прямо под открытым небом.
В данном проекте буквально все было вновь, многие работы проводились впервые и тем не менее время было ограничено, следовало спешить. Ни один цех завода не смог вместить рождающуюся громадину, поэтому собирали ледоход прямо под открытым небом.
Посещение ледохода строго  по времени и только с экскурсоводом. Мой автобус из Териберки <a href='https://www.tourister.ru/responses/id_29087' target='_blank' class='ex_k_link'>https://www.tourister.ru/responses/id_29087</a> пришел слишком рано и часа полтора пришлось блуждать по набережной в ожидании 12 часов.
Посещение ледохода строго по времени и только с экскурсоводом. Мой автобус из Териберки https://www.tourister.ru/responses/id_29087 пришел слишком рано и часа полтора пришлось блуждать по набережной в ожидании 12 часов.
Собранный из кусочков новой сверхпрочной стали, из миллионов деталей разного размера и назначения корпус атомного ледокола оказался невероятно огромным по тем временам — 11 тысяч тонн! Спускали в воды Невы это чудо техники по новаторски разработанным стапелям 5 декабря 1957 года, едва затихли звуки от полуденного выстрела пушки в Петропавловской крепости.
Затем на ледоколе «Ленин» проводились тестирования и испытания, а 3 декабря 1959 года его ввели в строй советской флотилии и именно этот день стал в России праздничным — днем атомного ледокольного флота России.
Через полгода — 6 мая 1960 года атомный ледокол «Ленин» пришвартовался в порту своей постоянной прописки — Мурманске и далее началась его трудовая сложная и очень нужная вахта.
Собранный из кусочков новой сверхпрочной стали, из миллионов деталей разного размера и назначения корпус атомного ледокола оказался невероятно огромным по тем временам — 11 тысяч тонн! Спускали в воды Невы это чудо техники по новаторски разработанным стапелям 5 декабря 1957 года, едва затихли звуки от полуденного выстрела пушки в Петропавловской крепости. Затем на ледоколе «Ленин» проводились тестирования и испытания, а 3 декабря 1959 года его ввели в строй советской флотилии и именно этот день стал в России праздничным — днем атомного ледокольного флота России. Через полгода — 6 мая 1960 года атомный ледокол «Ленин» пришвартовался в порту своей постоянной прописки — Мурманске и далее началась его трудовая сложная и очень нужная вахта.
Ледокол «Ленин» был далек от военных задач, его атомное топливо было исключительно мирным. В его обязанности входило сопровождение судов через льды, помощь тем, кто сам не справился с ледяным пленом. Самая первая арктическая навигация ледохода началась в 1960 — м году с первой в истории высадкой дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный Полюс-10» прямо с судна.
Ледокол «Ленин» был далек от военных задач, его атомное топливо было исключительно мирным. В его обязанности входило сопровождение судов через льды, помощь тем, кто сам не справился с ледяным пленом. Самая первая арктическая навигация ледохода началась в 1960 — м году с первой в истории высадкой дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный Полюс-10» прямо с судна.
С этого момента атомный ледоход «Ленин» бесперебойно трудился до 1989 года, добиваясь все новых и новых достижений, которые конечно же были достигнуты впервые! Например, навигация в Арктике была с трех месяцев продлена до 11. И еще: именно ледокол «Ленин» впервые отработал в Арктике без перерыва 13 месяцев и смог преодолеть льды, считавшиеся раньше не проходимыми.
С этого момента атомный ледоход «Ленин» бесперебойно трудился до 1989 года, добиваясь все новых и новых достижений, которые конечно же были достигнуты впервые! Например, навигация в Арктике была с трех месяцев продлена до 11. И еще: именно ледокол «Ленин» впервые отработал в Арктике без перерыва 13 месяцев и смог преодолеть льды, считавшиеся раньше не проходимыми.
За время своей службы труженик  атомный ледоход  «Ленин» провел за собой во льдах Арктики, вдумайтесь - 3741 транспортное ледокольное судно, пройдя при этом более 654 тысяч морских миль (в том числе 563,6 тысяч — во льдах). Примерно такое же расстояние получится, если 30 раз обогнуть земной шар по экватору.
За время своей службы труженик атомный ледоход «Ленин» провел за собой во льдах Арктики, вдумайтесь - 3741 транспортное ледокольное судно, пройдя при этом более 654 тысяч морских миль (в том числе 563,6 тысяч — во льдах). Примерно такое же расстояние получится, если 30 раз обогнуть земной шар по экватору.
Первый в мире атомный ледокол породил целое направление в отечественном судостроении. Без атомоходов присутствие СССР, а затем и России в Арктике не было бы столь очевидным. Роль Петербурга, как конструкторского и строительного центра страны, в данном случае трудно переоценить.
Первый в мире атомный ледокол породил целое направление в отечественном судостроении. Без атомоходов присутствие СССР, а затем и России в Арктике не было бы столь очевидным. Роль Петербурга, как конструкторского и строительного центра страны, в данном случае трудно переоценить.
В силу  необходимости за годы эксплуатации  на атомном ледоколе «Ленин» регулярно модернизировались системы обеспечения безопасности и жизнедеятельности – вентиляционная, радиационного контроля, пожаротушения и многое другое. Многократно обновлялись спасательные средства, средства связи, средства дозиметрического контроля, оборудование пищеблока, медсанчасти, санитарно-гигиенических помещений
В силу необходимости за годы эксплуатации на атомном ледоколе «Ленин» регулярно модернизировались системы обеспечения безопасности и жизнедеятельности – вентиляционная, радиационного контроля, пожаротушения и многое другое. Многократно обновлялись спасательные средства, средства связи, средства дозиметрического контроля, оборудование пищеблока, медсанчасти, санитарно-гигиенических помещений
Каюткомпания
Каюткомпания
Со времени постройки и поднятия флага атомный ледокол "Ленин" так никогда больше и не вернулся к родным ленинградским берегам. Но это сделали его "внуки" и "правнуки" — атомоходы "Вайгач", "Россия" и "50 лет Победы".
Писатель, историк Владимир Блинов написал книгу посвященную атомному ледоколу «Ленин», его первому капитану Павлу Пономареву. Командовал Пономарев ледоколом недолго, всего полтора года, но за это время подготовил  для себя отличного преемника Бориса Соколова, командовавшего  ледоколом 40 лет. Это мировое достижение -40 лет на одном судне не командовал никто в мире
Писатель, историк Владимир Блинов написал книгу посвященную атомному ледоколу «Ленин», его первому капитану Павлу Пономареву. Командовал Пономарев ледоколом недолго, всего полтора года, но за это время подготовил для себя отличного преемника Бориса Соколова, командовавшего ледоколом 40 лет. Это мировое достижение -40 лет на одном судне не командовал никто в мире
После того как атомоход "Ленин" был выведен в отстой, над ним нависла угроза утилизации. 
Содержание судна, даже застывшего у причальной стенки, обходилось недешево, что стало тяжелым финансовым бременем для Мурманского морского пароходства в кризисный период начала 1990-х годов. Ветераны атомного ледокольного флота, общественные деятели Мурманска сумели отстоять его от уничтожения.
После того как атомоход "Ленин" был выведен в отстой, над ним нависла угроза утилизации. Содержание судна, даже застывшего у причальной стенки, обходилось недешево, что стало тяжелым финансовым бременем для Мурманского морского пароходства в кризисный период начала 1990-х годов. Ветераны атомного ледокольного флота, общественные деятели Мурманска сумели отстоять его от уничтожения.
Кабинет капитана.
Кабинет капитана.
Атомный ледокол «Ленин» был спасен от бесславной участи быть сданным на металлолом благодаря широкой общественной кампании по сохранению легендарного судна. Ее инициаторами стали капитан атомного ледокола «Ленин» Борис Макарович Соколов и начальник радиостанции атомного ледокола «Ленин», уже известный тогда на Кольском Севере писатель Виталий Семенович Маслов.
 Госкорпорация "Росатом", которой с 2008 года принадлежит атомный ледокольный флот страны, профинансировала реставрацию атомохода, его радиационную очистку и постановку к причалу у Морского вокзала Мурманска. С тех пор "Ленин" превратился в один из символов столицы Заполярья, фактически являясь музеем атомного флота, но официально до сих пор не получил этот статус.
Госкорпорация "Росатом", которой с 2008 года принадлежит атомный ледокольный флот страны, профинансировала реставрацию атомохода, его радиационную очистку и постановку к причалу у Морского вокзала Мурманска. С тех пор "Ленин" превратился в один из символов столицы Заполярья, фактически являясь музеем атомного флота, но официально до сих пор не получил этот статус.
В 2009 году на первом атомном ледоколе «Ленин» открылся музей. Гости могут увидеть, как жили и работали моряки на атомоходе. Можно посмотреть на каюты, столовую экипажа и в медсанчасть для моряков с операционной, лабораториями, рентген- и стоматологическим кабинетами.
В 2009 году на первом атомном ледоколе «Ленин» открылся музей. Гости могут увидеть, как жили и работали моряки на атомоходе. Можно посмотреть на каюты, столовую экипажа и в медсанчасть для моряков с операционной, лабораториями, рентген- и стоматологическим кабинетами.
Техническое оснащение ледокола можно увидеть в машинном отделении. Через смотровые окна можно увидеть верхнюю часть атомных реакторов и салон капитана, а с капитанского мостика заглянуть в штурманскую и действующую радиорубку.
Техническое оснащение ледокола можно увидеть в машинном отделении. Через смотровые окна можно увидеть верхнюю часть атомных реакторов и салон капитана, а с капитанского мостика заглянуть в штурманскую и действующую радиорубку.
Мне было невероятно интересно попасть на первый в мире ледоход и своими глазами увидеть этот уникальный проект в действии. Экскурсия длится недолго, но ощутить себя причастным к такому уникальному судну очень впечатляюще!
Мне было невероятно интересно попасть на первый в мире ледоход и своими глазами увидеть этот уникальный проект в действии. Экскурсия длится недолго, но ощутить себя причастным к такому уникальному судну очень впечатляюще!
Комментарии к альбому