Однажды я увидела этот уникальный средневековый замковый комплекс «Вовнушки» на просторах интернета, потом видела пару альбомов на Туристере и все: желание увидеть это оборонительно-сторожевое сооружение рода Оздоевых, расположенное в Джейрахском районе в реальности преследовало меня долго, пока не представился случай, которому я несказанно была рада.
С ингушского «Воувнушке» — переводится как «Место боевых башен», это уникальнейшй памятник ингушской архитектуры, постройки предположительно XII — XV веков, более точное время строительства замка не могут назвать даже историки. Фортификационное сооружение Вовнушек типично для позднего средневековья и скорее всего, когда строился замок, на территории Ингушетии еще жили христиане. Комплекс расположен на высоких гребнях сланцевых скал, замыкающих вход в боковое ущелье реки Гулой-хи. Название «ВОвнушки» произносится с ударением на первый слог.
«Вовнушки» — родовая крепость клана Оздоевых, по преданию была заложена двумя женщинами, вылившими на скалы молоко. Там, где оно не впиталось, и были заложены башни. Молоко же служило основой раствора, державшего каменную кладку замка. Клан Оздой — один из самых многочисленных тейпов в Ингушетии, одних только башенных городов было ими основанно более десяти.
Замковый комплекс Вовнушки вышел в финал конкурса «Семь чудес России» в 2008 году, организованного газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк». В 2009 году Вовнушки появились на российской почтовой марке.
IMG_2330-1.JPG
Родовой замок Оздоевых играл важную стратегическую роль. Соседнее Ассинское ущелье было тогда единственным прямым и относительно удобным проходом через Кавказский хребет. По этому маршруту постоянно ходили караваны, на которые устраивали облавы грабители. Вовнушки служили убежищем и защитой для путешественников
Время от времени замку грозили набеги, не говоря уж о локальных конфликтах. Но он был построен в столь удачном месте, что мог выдержать самую длительную осаду. От непрошеных гостей надежно защищали горные склоны.
Башенный комплекс служил не только боевой крепостью, но также и сторожевым постом, играя немаловажную роль в охране маршрута "Великого шелкового пути", по которому торговые караваны из Ассинского ущелья выходили на северные склоны Большого Кавказского хребта и по долине реки Сунжа спускались к древнему "Городу Солнца" - Магасу. Внизу в правом углу фото видна дорога, ведущая в ущелье.
Две массивные боевые башни были возведены безо всякого фундамента. Фактически они стоят на сланцевых скалах. Вполне распространенная строительная технология того времени: на предполагаемое место строительства, на землю, лили молоко. Весь грунт, сквозь который оно просачивалось, убирали и лили дальше ― до тех пор, пока молоко не переставало впитываться. После этого ставили первые камни огромных размеров, больше человеческого роста, которые обеспечивали устойчивость конструкции.
При удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте они устойчивы и прочны. При транспортировке камней использовался специальный ворот для подъема. А в кавказских легендах есть упоминание о том, что камни для основания башни тянули девять пар быков, а двенадцать лошадей не могли сдвинуть с места.
Перед началом строительства замка или башни обязательно приносилась жертва. Место будущей постройки окроплялось кровью жертвенного барана, и только после этого можно было начинать работы.
Помимо метода строительства удивляет и технология приготовления раствора для скрепления между собой камней на верхних ярусах башни. Одним из его главных компонентов является казеин (белок, который образуется при закисании молока). Фактически раствор представляет собой смесь извести, песка и молока. Он до сих пор держит кладку «намертво».
Раньше две башни соединялись подвесным мостом, и в случае осады женщины, старики и дети перебирались в более безопасную башню. Если говорить о высоте, то можно провести параллель с семиэтажным домом (зодчие того времени, как правило, не возводили боевых башен выше 30 метров).
Внутрь люди попадали только через второй этаж, именно там была входная дверь: это лишало врагов возможности применить таран во время осады. Первый этаж без окон и дверей служил как местом для хранения продуктов, так и подвалом для узников.
На втором этаже обычно находилось самое ценное, чем обладали жители военных башен: братский котел — большая емкость на толстой цепи. Котлу приписывали волшебные свойства и поклонялись как святыне (считалось, что над ним витают души умерших). Если кровник, спасаясь от преследования, успевал забежать внутрь башни и прикоснуться к священному котлу, его не трогали, пока он не удалится от святыни на достаточное расстояние.
Жилыми были верхние этажи. Между этажами жители башен передвигались по приставным лестницам. А самый верхний использовался в качестве чердака, где хранилось оружие, строительные материалы и необходимая бытовая утварь.
Я заглянула и увидела то, что собственно и ожидала-полуистлевшие остатки человеческих костей и черепов, кучей лежавших на полу склепа. В Средние века в Ингушетии часто воздвигали надземные склепы, где в несколько рядов на полки клали умерших, и их тела подвергались так называемой «естественной мумификации».
Забравшись на самый верх холма, я любовалась не только замком, но и удивительной скальной грядой песочно-розового цвета. Гид сказал, что летом поперек скалы в камне вырастает трава и склон смотрится полосатым.
Сверху хорошо видна площадка для посадки вертолетов. Зачем? Этот вопрос задавала себе и я. Но потом, прогуливаясь внизу, левее от площадки, увидела погранзаставу, я показывала фото в отчете.
А за башнями дорога уходила к тому загадочному склону. Эх, было бы время.....Да я и так прошла слишком далеко и вся группа, рассевшись по автобусам, нетерпеливо ждала меня.
Однажды я увидела этот уникальный средневековый замковый комплекс «Вовнушки» на просторах интернета, потом видела пару альбомов на Туристере и все: желание увидеть это оборонительно-сторожевое сооружение рода Оздоевых, расположенное в Джейрахском районе в реальности преследовало меня долго, пока не представился случай, которому я несказанно была рада.
С ингушского «Воувнушке» — переводится как «Место боевых башен», это уникальнейшй памятник ингушской архитектуры, постройки предположительно XII — XV веков, более точное время строительства замка не могут назвать даже историки. Фортификационное сооружение Вовнушек типично для позднего средневековья и скорее всего, когда строился замок, на территории Ингушетии еще жили христиане.
Комплекс расположен на высоких гребнях сланцевых скал, замыкающих вход в боковое ущелье реки Гулой-хи. Название «ВОвнушки» произносится с ударением на первый слог.
«Вовнушки» — родовая крепость клана Оздоевых, по преданию была заложена двумя женщинами, вылившими на скалы молоко. Там, где оно не впиталось, и были заложены башни. Молоко же служило основой раствора, державшего каменную кладку замка.
Клан Оздой — один из самых многочисленных тейпов в Ингушетии, одних только башенных городов было ими основанно более десяти.
Замковый комплекс Вовнушки вышел в финал конкурса «Семь чудес России» в 2008 году, организованного газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк». В 2009 году Вовнушки появились на российской почтовой марке.