Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 16:45
Фотоальбом

Грозовой перевал Ушгули

Признание
пользователей

Существует поговорка: «Кто в Сванетии не бывал —тот Грузии не видал», но мы и без этого утверждения включили в свой маршрут самую высокогорную общину Грузии и Сванетии-Ушгули, находящуюся в Верхней Сванетии в высокогорной долине в верховьях реки Ингури на высоте 2200 метров над уровнем моря.

Читала, что название Ушгули происходит от двух грузинских слов: «ушишари»- бесстрашное, и «гули»—сердце. Бесстрашное сердце-красиво!

Чтобы из Местии попасть в интересующую нас Ушгули, надо преодолеть перевал Угыр высотой около двух километров, проехав мимо часто встречающихся небольших селений всего 47 километров и потратив на это три часа в одну сторону. Следуя по нормальной трассе, время в пути вызвало бы удивление, но проехав километров 15 по асфальту и постепенно набирая высоту, наш минивэм резко выскочил на грунтовку и тут же замедлил ход-все вопросы отпали сами собой. Трясясь и подпрыгивая на ухабах, цепляясь за все что угодно на виражах, все тем не менее с восторгом смотрели за мелькавшими за окном пейзажами, периодически ахая и прося водителя остановить для очередной фотосъемки.

Чем выше мы поднимались, тем заметнее было проникновение яркой осени в эти края. С высоты селения в окружении горных вершин смотрелись изумительно,
Чем выше мы поднимались, тем заметнее было проникновение яркой осени в эти края. С высоты селения в окружении горных вершин смотрелись изумительно,
но стоило подъехать к ним поближе, то в глаза бросалась бедность, запущенность и разруха.
но стоило подъехать к ним поближе, то в глаза бросалась бедность, запущенность и разруха.
Многие дома были брошены и погибали без заботы и внимания, некоторым повезло больше, о них заботились и как могли поддерживали в них жизнь, старались сохранить, залатать и отремонтировать.
Многие дома были брошены и погибали без заботы и внимания, некоторым повезло больше, о них заботились и как могли поддерживали в них жизнь, старались сохранить, залатать и отремонтировать.
Башня влюбленных у села Богреши.
Башня влюбленных у села Богреши.
Сразу за перевалом Угыр начинается община Ипари, включающая пять небольших сел. Главная их достопримечательность — одинокая Башня влюбленных с типичной легендой: у девушки погиб возлюбленный, и она ушла в добровольное пожизненное заточение.
Высоко на скале на краю ущелья Ингури видны религиозные постройки.
Высоко на скале на краю ущелья Ингури видны религиозные постройки.
Каньон Ингури.
Каньон Ингури.
Верхняя Сванетия со всех сторон окружёна высокими горами, которые на протяжении многих веков надёжно скрывают её от посторонних глаз. С севера естественной защитой выступает Главный Кавказский хребет, c юга— Сванетский и единственный нормальный путь в Верхнюю Сванетию пролегает по ущелью Ингури, по которому мы как раз и проезжали. Дорога пролегала вдоль одноименной реки и скал, нависающих над ней.
За каньоном склоны гор становятся пологими и расправляются, открывая небольшую долину. Жизнь в этих местах резко отличается от основных туристических маршрутов, да и местное население не баловало нас своим присутствием, и о том, что у  этих земель есть хозяин, говорили редкие огороды, холмики сена и бродящие сами по себе коровы.
За каньоном склоны гор становятся пологими и расправляются, открывая небольшую долину. Жизнь в этих местах резко отличается от основных туристических маршрутов, да и местное население не баловало нас своим присутствием, и о том, что у этих земель есть хозяин, говорили редкие огороды, холмики сена и бродящие сами по себе коровы.
Село Муркмели.
Село Муркмели.
Община Ушгули расположена в самом начале долины, там где соединяются Сванетский и Главный Кавказский хребты. Она состоит из четырёх сёл: Жибиани, Чвибиани, Чажаши и Муркмели. Села плавно переходят одно в другое и на этом фото видно, что первое село Муркмели, а следующее на холмике— Чажаши.
Летом в этих краях  движение, сванские башни привлекают всеобщее внимание и интерес, в селениях есть несколько гостевых домов, туристы совершают треккинговые походы в горы, а вот зимой добраться и выбраться отсюда  невозможно - дорога через каньон наглухо запечатывается снегом на долгие недели и даже месяцы.
Летом в этих краях движение, сванские башни привлекают всеобщее внимание и интерес, в селениях есть несколько гостевых домов, туристы совершают треккинговые походы в горы, а вот зимой добраться и выбраться отсюда невозможно - дорога через каньон наглухо запечатывается снегом на долгие недели и даже месяцы.
Сегодня в Ушгули  проживает всего около 70 семей, это челок триста,  а местные средневековые башни внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внесены-то, внесены, но на данный момент имеют весьма печальный оттенок – большинство из них находится в бесхозном плачевном состоянии и сванам приходится наблюдать, что наследие их семей рушится на их глазах.
Сегодня в Ушгули проживает всего около 70 семей, это челок триста, а местные средневековые башни внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внесены-то, внесены, но на данный момент имеют весьма печальный оттенок – большинство из них находится в бесхозном плачевном состоянии и сванам приходится наблюдать, что наследие их семей рушится на их глазах.
Башни строились совсем по древней технологии и с использование других материалов, поэтому самостоятельно, без участия специалистов их очень сложно реконструировать, да и не всем это по средствам. Своими силами сваны могут обнести башню железным обручем, чтобы она не развалилась и ремонтируют крушу, чтобы вода не затекала.
Башни строились совсем по древней технологии и с использование других материалов, поэтому самостоятельно, без участия специалистов их очень сложно реконструировать, да и не всем это по средствам. Своими силами сваны могут обнести башню железным обручем, чтобы она не развалилась и ремонтируют крушу, чтобы вода не затекала.
Современные сваны к сохранившемся сванским башням  далеких предков  пристраивают свои жилища, но здесь остались только руины, поросшие травой.
Современные сваны к сохранившемся сванским башням далеких предков пристраивают свои жилища, но здесь остались только руины, поросшие травой.
Село Чажаши.
Село Чажаши.
Мы приехали по дороге, что видна за рекой. Машина осталась на том берегу, а все отправились на обследование близлежащих территорий. Сбор для поездки назад в Местию-15 часов дня. Итого у нас времени было часа четыре. Что можно успеть? Мало....
Ничего туристическое не чуждо, т.е. кое-что как у всех!!
Ничего туристическое не чуждо, т.е. кое-что как у всех!!
Селения Чвибиани и Жибиани.
Селения Чвибиани и Жибиани.
Одно селение плавно переходит в другое, а на верху справа на пригорке-мужской монастырь. Мы решили пойти просто побродить среди башен, проникнуться местной аурой, бытом сванов. Небо уже давно хмурилось, предупреждая о непогоде. Темные облака зависли над селениями и долиной, наблюдая и за нами.
В Грузии во многих местах сохранились древние башни, но  самые знаменитые грузинские башни – это именно сванские, появившиеся на грузинской земле в период с VIII по XIII века. 
 Большинство башен построены во времена Золотого Века, период процветания Сванетии. В Сванетии никогда не было внутренних войн и конструкция самих башен говорит о том, что они не были предназначены для боевых действий.
В Грузии во многих местах сохранились древние башни, но самые знаменитые грузинские башни – это именно сванские, появившиеся на грузинской земле в период с VIII по XIII века. Большинство башен построены во времена Золотого Века, период процветания Сванетии. В Сванетии никогда не было внутренних войн и конструкция самих башен говорит о том, что они не были предназначены для боевых действий.
История Сванетии насчитывает сотни и даже тысячи лет. Самой молодой сванской башне, по заверениям ученых, 700 лет, сколько самой старой из сохранившихся - не известно.
Сванетию называют страной тысячи башен и  когда-то их было гораздо больше. Не все кланы имели родовые башни, решение о строительстве башни часто принимали старейшины рода.
И именно потому что сванские башни существуют в Сванетии уже несколько тысяч лет их назначение менялось в разные периоды.
История Сванетии насчитывает сотни и даже тысячи лет. Самой молодой сванской башне, по заверениям ученых, 700 лет, сколько самой старой из сохранившихся - не известно. Сванетию называют страной тысячи башен и когда-то их было гораздо больше. Не все кланы имели родовые башни, решение о строительстве башни часто принимали старейшины рода. И именно потому что сванские башни существуют в Сванетии уже несколько тысяч лет их назначение менялось в разные периоды.
Первый ярус башни представляет собой сплошную каменную кладку без каких-либо помещений внутри: так башня лучше выдерживала бы не только атаки захватчиков, но и землетрясения. Выше находится вход – маленький лаз, к которому поднимаются по приставной лестнице (в случае опасности ее можно затянуть внутрь). Еще выше в башне на нескольких ярусах располагаются жилые и хозяйственные помещения, а на самой макушке – наблюдательная площадка. Сторожевые башни ставились на стратегически важных участках и строились  высотой  до 28 метров.
Первый ярус башни представляет собой сплошную каменную кладку без каких-либо помещений внутри: так башня лучше выдерживала бы не только атаки захватчиков, но и землетрясения. Выше находится вход – маленький лаз, к которому поднимаются по приставной лестнице (в случае опасности ее можно затянуть внутрь). Еще выше в башне на нескольких ярусах располагаются жилые и хозяйственные помещения, а на самой макушке – наблюдательная площадка. Сторожевые башни ставились на стратегически важных участках и строились высотой до 28 метров.
Сванские башни, большинство из которых было построено еще в глубокое средневековье, до сих пор верно служат потомкам своих строителей. Башня является символом рода и вокруг нее продолжается жизнь. В основном местное население использует их в качестве склада, сарая или загона для свиней, но в туристических местах типа Местиа и Ушгули башни вовсю реставрируют и превращают в музеи. В Местии мы даже полазили в такой башне.
Сванские башни, большинство из которых было построено еще в глубокое средневековье, до сих пор верно служат потомкам своих строителей. Башня является символом рода и вокруг нее продолжается жизнь. В основном местное население использует их в качестве склада, сарая или загона для свиней, но в туристических местах типа Местиа и Ушгули башни вовсю реставрируют и превращают в музеи. В Местии мы даже полазили в такой башне.
Еще одна из функций сванских башен – оповестительная. Их использовали в качестве сторожевых постов. При приближении опасности, на главной башне зажигали огонь. Как только это пламя замечали на соседней башне, на ней также зажигалось пламя. Этот процесс повторялся на остальных постах и, за несколько минут всё ущелье было готово к военным действиям. Наверное это были только учения.
Еще одна из функций сванских башен – оповестительная. Их использовали в качестве сторожевых постов. При приближении опасности, на главной башне зажигали огонь. Как только это пламя замечали на соседней башне, на ней также зажигалось пламя. Этот процесс повторялся на остальных постах и, за несколько минут всё ущелье было готово к военным действиям. Наверное это были только учения.
Здесь совсем все печально, время берет свое.
Здесь совсем все печально, время берет свое.
Приглядываясь к строениям, я обратила внимание на разнообразие дверей. Вот, кстати справа  вход в музей в башне. Следующей функцией башен была  демонстрация силы рода, построившего башню. Она возводилась вручную, без какой-либо механизации, поэтому в строительстве принимали участие все члены семьи (рода). И чем сильнее и богаче был род, чем больше мужчин было в нём, тем выше было строение. Родовые башни строились рядом с домом и были соединены с ним переходом.
Приглядываясь к строениям, я обратила внимание на разнообразие дверей. Вот, кстати справа вход в музей в башне. Следующей функцией башен была демонстрация силы рода, построившего башню. Она возводилась вручную, без какой-либо механизации, поэтому в строительстве принимали участие все члены семьи (рода). И чем сильнее и богаче был род, чем больше мужчин было в нём, тем выше было строение. Родовые башни строились рядом с домом и были соединены с ним переходом.
В некоторых местах Грузии стены башен снаружи штукатурились неизвестным сейчас способом так прочно, что на некоторых башнях она сохранилась, но не везде башни штукатурились:  башни Ушгули обходились без штукатурки.
В некоторых местах Грузии стены башен снаружи штукатурились неизвестным сейчас способом так прочно, что на некоторых башнях она сохранилась, но не везде башни штукатурились: башни Ушгули обходились без штукатурки.
В XVII веке князья из грузинского рода Дадешкелиани смогли подчинить себе сванские земли к западу от реки Дорла. В это же время территории, расположенные к юго-востоку от перевала Загар, оказались под властью князей Дадиани. И лишь восточная часть Верхней Сванетии, расположенная в верховьях реки Ингури— от перевала Загар до реки Дорлы, осталась свободной и независимой. В результате здесь до настоящего момента сохранились в большом количестве и сванские башни, и средневековые сёла, и относительно традиционный уклад жизни.
В XVII веке князья из грузинского рода Дадешкелиани смогли подчинить себе сванские земли к западу от реки Дорла. В это же время территории, расположенные к юго-востоку от перевала Загар, оказались под властью князей Дадиани. И лишь восточная часть Верхней Сванетии, расположенная в верховьях реки Ингури— от перевала Загар до реки Дорлы, осталась свободной и независимой. В результате здесь до настоящего момента сохранились в большом количестве и сванские башни, и средневековые сёла, и относительно традиционный уклад жизни.
В древние времена  в башню можно было проникнуть либо из дома, либо потайным подземным ходом и никто кроме членов семьи не знал где и как пролегает этот подземный ход. Также в башнях имелись тайники, где прятались семейные ценности. В целом сванские башни обустраивались таким образом, чтобы в них можно было изолированно провести довольно продолжительное время. Например, встречаются башни с замурованными на верхнем этаже в камень сосудами для воды.
В древние времена в башню можно было проникнуть либо из дома, либо потайным подземным ходом и никто кроме членов семьи не знал где и как пролегает этот подземный ход. Также в башнях имелись тайники, где прятались семейные ценности. В целом сванские башни обустраивались таким образом, чтобы в них можно было изолированно провести довольно продолжительное время. Например, встречаются башни с замурованными на верхнем этаже в камень сосудами для воды.
Еще одна из функций высоких башен--они возводились для защиты жителей домов от часто сходивших с гор снежных лавин. Но башни построены в местах, где схода лавин в принципе быть не может, т.е. не с лавиноопасной стороны, поэтому это только предположение.
Еще одна из функций высоких башен--они возводились для защиты жителей домов от часто сходивших с гор снежных лавин. Но башни построены в местах, где схода лавин в принципе быть не может, т.е. не с лавиноопасной стороны, поэтому это только предположение.
На пустынных улочках на окраине селения мы наткнулись на музей!
На пустынных улочках на окраине селения мы наткнулись на музей!
 Церковь Святого Георгия.
Церковь Святого Георгия.
Сразу за селением начинался небольшой холм с тропинкой, ведущей к церкви.
 Церковь Святого Георгия.
Церковь Святого Георгия.
 Красивая дверь в церкви Святого Георгия.
Красивая дверь в церкви Святого Георгия.
Селение Жибиани.
Селение Жибиани.
Ушгули, вольная и свободолюбивая территория, на которой много раз получали убежище свергнутые грузинские цари. Здесь, в старинных и неприметных церквушках практически вся знать Грузии в самые плохие для страны времена прятала все свои ценности и драгоценности. В те церкви, которые хранили в себе столько знатного богатства, без разрешения не имел право войти даже священник: ключи от здания хранились у человека, который выбирался сообща всей общиной.
А между тем небо просто рассвирепело, видя, что мы не думаем останавливаться и идем далее и послало на нас дождь. Достав дождевики и нарядившись в голубые накидки-плащи мы и не думали возвращаться!
А между тем небо просто рассвирепело, видя, что мы не думаем останавливаться и идем далее и послало на нас дождь. Достав дождевики и нарядившись в голубые накидки-плащи мы и не думали возвращаться!
Мужской монастырь Ушгульской Ламарии.
Мужской монастырь Ушгульской Ламарии.
Монастырь остался позади.
А впереди -дорога!!!
А впереди -дорога!!!
Каньон реки Ингури.
Каньон реки Ингури.
И красота, бесконечная, суровая и прекрасная!! Здесь надо только смотреть, смотреть и смотреть!! Найдите на фото группу туристов!
Дождь дразнился!! Мы то одевали капюшоны, то снимали их  и так до бесконечности. Зная, что времени впереди слишком мало, мы тем не менее никуда не спешили, наслаждаясь , бесконечно ахая.
Дождь дразнился!! Мы то одевали капюшоны, то снимали их и так до бесконечности. Зная, что времени впереди слишком мало, мы тем не менее никуда не спешили, наслаждаясь , бесконечно ахая.
Впереди видна снежная вершина горы Шхара: 5068 метров над уровнем моря.
Впереди видна снежная вершина горы Шхара: 5068 метров над уровнем моря.
Ушгули стоит у подножия покрытой снегом даже в середине лета и обычно, как и сейчас,  спрятанной под облаками вершины Шхары,- одной из высочайших гор Главного Кавказского хребта.
Ушгули стоит у подножия покрытой снегом даже в середине лета и обычно, как и сейчас, спрятанной под облаками вершины Шхары,- одной из высочайших гор Главного Кавказского хребта.
Снежный пятитысячник манил, то скрываясь в облаках, то подмигивая нам, на мгновение открывшейся вершиной.
Снежный пятитысячник манил, то скрываясь в облаках, то подмигивая нам, на мгновение открывшейся вершиной.
Мы конечно же не собирались идти слишком близко к горе, но и повернуться назад не было сил, мы все шли и шли по склону горы по едва различимой тропинке. Достав из рюкзаков ланч-перекусили, не отрывая взглядов от пика и постоянно оглядываясь, медленно и с сожалением  побрели назад.
Мы конечно же не собирались идти слишком близко к горе, но и повернуться назад не было сил, мы все шли и шли по склону горы по едва различимой тропинке. Достав из рюкзаков ланч-перекусили, не отрывая взглядов от пика и постоянно оглядываясь, медленно и с сожалением побрели назад.
А Шхара грустно проводила нас, опять спрятавшись в облаках, а тучи вылили на нас очередную порцию воды.
А Шхара грустно проводила нас, опять спрятавшись в облаках, а тучи вылили на нас очередную порцию воды.
Мужской монастырь Ушгульской Ламарии.
Мужской монастырь Ушгульской Ламарии.
Мужской монастырь Ушгульской Ламарии стоит на холме немного в стороне от села Жибиани. возле дороги, ведущей к леднику горы Шхара. Место обнесено стеной отчего напоминает крепость, имеет колокольню, церковь и собственную башню.
Церковь Богоматери в монастыре построена в X веке. Интерьер расписан в конце X - начале XI века.
Село Жибиани.
Село Жибиани.
Мужской монастырь Ушгульской Ламарии виден на пригорке вдали.
Кладоискатели!
Кладоискатели!
Слева на холме в селе Чажаши сохранились три постройки нижнего  Чажаского  замка: две башни и церковь. Место очень древнее, но тем не менее остальные постройки на заре советской власти были разобраны местным населением для постройки коровника.
Слева на холме в селе Чажаши сохранились три постройки нижнего Чажаского замка: две башни и церковь. Место очень древнее, но тем не менее остальные постройки на заре советской власти были разобраны местным населением для постройки коровника.
Село Чажаши.
Село Чажаши.
Одна из башен Нижнего замка служит мемориалом ВОВ, и поэтому содержится в порядке - четыре жителя этого крохотного села воевали.
Село Чажаши.
Село Чажаши.
В селе есть два музея, но у нас уже не было ни времени ни сил...А вдалеке виднеется крошечное Муркмели
И под конец один важный аргумент против «жилого» использования башен: в сванских башнях отсутствуют камины и дымовые отверстия, хотя все старинные грузинские крепости их имеют. Учитывая сильные сванские морозы, отсутствие отопительных сооружений говорит о том, что вряд ли их использовали для жилья. 
Мнение большинства исследователей таково: башни-это простое украшение.
И под конец один важный аргумент против «жилого» использования башен: в сванских башнях отсутствуют камины и дымовые отверстия, хотя все старинные грузинские крепости их имеют. Учитывая сильные сванские морозы, отсутствие отопительных сооружений говорит о том, что вряд ли их использовали для жилья. Мнение большинства исследователей таково: башни-это простое украшение.
С горы от Нижнего замка открывается отличный вид на вершину Шхару(при условии хорошей видимости, конечно!!) и на самое большое село Чвибиани и крошечное Жибиани.
Вот так, рыдая навзрыд, нас провожали Ушгули!
Вот так, рыдая навзрыд, нас провожали Ушгули!
Комментарии к альбому