Невероятно потрясающее место нам посчастливилось посетить в Кахетии, отсюда мне совсем не хотелось уходить, я ощутила желание впитать в себя каждый сантиметр старых израненных временем стен собора Алаверди и полуразрушенных крепостных стен, окруживших его и выполнявших защитную функцию. Здесь мне хотелось обойти шаг за шагом всю территорию, хотя не вся она открыта для посещения.
Умиротворение и покой исходили от всего, на что натыкался мой взгляд: виноградники, улики, живность, аккуратно уложенные стога сена, деревья граната.....
В соборе на меня шикнул монах, не известно откуда появившийся передо мной, едва я включила камеру, но тем не менее дрожащими руками я успела сделать пару кадров внутренних помещений. Потом я просто села на лавку и растворилась на время, стараясь сконцентрировать свои мысли и попытаться что-то попросить в этом намоленном месте, нет-не для себя, а хотя бы для детей, но мысли не шли, просьбы тем более. Это значит, что и не надо ничего просить, мгновения посещения уже подарок, уже нечто, что не поддается никакому определению - было просто легко, хорошо и спокойно....
И еще: ни в одном из соборов Грузии я не видела фресок перед входом в собор-здесь они были.
Алаверди — кафедральный собор Святого Георгия первой четверти XI века, мужской монастырский комплекс, расположенный в одноименном поселке, в 20 км от города Телави.
Слово «Алаверди» дословно переводится, как «дарованный богом».
Давным–давно, в начале XI века, царь Квирике — Кахи на том месте, где стояла небольшая церковь Святого Георгия, возвел великолепный кафедральный собор, который считается и по настоящее время одним из крупнейших соборов в Грузии. Изумительная церковь Святого Георгия была основана известной личностью — Иосифом Алавердели, одним из 13 каппадокийских отцов, который основал грузинское монашество.
Алавердийский храм неоднократно страдал от нашествий и землетрясений. В XV веке царь Александр I восстановил его, но в 1530 собор снова пострадал от землетрясения и нескрлько позже царь Леван снова его восстановил. Около 1700 года храм повредили лезгины. В 1742 произошло еще одно землетрясение и его пришлось снова ремонтировать.
Алаверди, изначально был сугубо мужским монастырем, чрезвычайно мощным очагом рукописной и просветительской деятельности, здесь в разное время плодотворно работали очень известные грузинские каллиграфы и писатели.
В 1614 году разорительное нашествие шаха Аббаса коснулось Алаверди. Царь Теймураз I бежал в Имерети, а иконы из монастыря увез в Светицховели. Персы переселили на Алванскую равнину племена туркменов, которые превратили монастырь в коровник и тюрьму. В 1659 году произошло Бахтрионское восстание против персов и туркменов, и говорится, что восставшие захватили крепость Алаверди.
Первая значительная его реставрация, была проведена в 15 столетии, царем кахетинским Александром. После этого, землетрясение 1742 года вновь повредило храм и в 1750 году царица Тамара начала новую реставрацию, которая была закончена царем Ираклием II.
После присоединения Грузии к России в 1828 году епархию ликвидировали, потом несколько раз восстанавливали в разных формах, в 1917 её восстановили снова, а в 1929 советская власть ее вновь ликвидировала. Так что статус собора в эту эпоху менялся очень часто.
Алаверди – действующий монастырь, причем с довольно суровыми нравами. Фотографировать внутри собора запрещено, возбраняется входить и в «легкомысленной» одежде с открытыми плечами и коленями. Женщины обязаны быть в платках и юбках.
Несмотря на частые реставрации, храм смог сохранить свой первоначальный вид. В плане кафедральный собор представляет собой строгое крестообразное центрально-купольное здание.
В девятнадцатом веке собор был полностью выбелен изнутри, после исследовательских работ проведенных в 1966 году,было обнаружено несколько слоев настенной живописи, некоторые фрагменты которой относятся к XI веку.
Территория монастыря органично состоит из построек различного назначения, среди которых изумительные палаты. Здесь в XVII–XVIII столетиях долгое время функционировала женская обитель, где благополучно проживали знатные особы царского рода, принявшие иночество.
С северо-западной стороны на территории монастыря видны развалины летнего дворца, принадлежавшего персидскому наместнику Фейхар-хану, возведенного в 1615 году.
Собор с XI века был и блаженным местом погребения кахетинских царей. Как говорят, здесь же захоронены, когда–то привезенные в Кахетию мужественными монахами–августинцами святые мощи царицы Кетеван.
Как это обычно бывает в Грузии, строгий устав Алаверди отлично уживается рядом с монастырской винодельней. На протяжении многих веков местные монахи выращивают виноград и делают из него неплохое вино.
Есть в Грузии церковный праздник Алавердоба, он берет свое начало в шестом веке, с самого зарождения христианства в Грузии и посвящен Алавердскому епископу Иосифу, основателю Алаверди.
Дивный праздник Алавердоба, что раз в год рождает буйную радость в самом сердце Грузии - солнечной Кахетии. Праздник отмечается с 28 сентября и сотрясает предгорье Большого Кавказа бурным весельем почти три недели.
По приезде все посещают церковную службу - молятся, поминают умерших родственников, ставят перед древними образами свечи, возлагают цветы. А потом наступает праздник!!
После церковной службы, дорога от монастыря Алаверди вглубь Алазанской долины превращается в живой коридор из веселящихся людей.
Грузия является одной из старейших винодельнических стран мира. Считается, что именно здесь более восьми тысяч лет назад появилась первая культивированная виноградная лоза, и было произведено первое вино. Грузию часто поэтично называют “колыбелью культуры вина”. И ежегодно в Тбилиси проводятся фестиваль молодого вина.
" Монастырь, который своим процессом служения явил нам реальное чудо в виде эликсиров, которые и вином в привычном понимании сложно назвать. Это тонкий и воистину божественный нектар."
Сегодняшнее вино «Алаверди» точно такое же, как оно было тысячу лет назад. Мы имеем уникальную возможность прикоснуться ко времени, когда вино несло в себе идею мистерии. Никакое другое вино не может быть таким, каким оно было десять веков назад.
Для воспроизведения подобных условий нужна лаборатория, коей и является монастырь Алаверди, где время останавливается. Вечность присутствует здесь, где меняется время, а, следовательно, и законы делания, по богоисчислению, не по часам.
Получается, что говорить и воспринимать вино как тысячу лет назад можно, но только в определенных местах, которым и является монастырь Алаверди, где реализуется основной закон виноделия — искренность и честность. Где каждый бокал вина — это Чаша, наполненная светлым напитком.«Вино Алаверди — больше, чем вино»
И вновь-едва заметная разноцветная нить радуги...
Рекомендую ли я посетить монастырь Алаверди? Однозначно, не задумываясь! Это невероятно потрясающее место, отсюда мне совсем не хотелось уходить, я ощутила желание впитать в себя каждый сантиметр старых израненных временем стен собора и полуразрушенных крепостных стен, здесь мне хотелось обойти шаг за шагом всю территорию, хотя не вся она открыта для посещения. В соборе на меня шикнул монах, не известно откуда взявшийся передо мной, едва я включила камеру, но тем не менее я успела сделать пару кадров дрожащими руками.
Невероятно потрясающее место нам посчастливилось посетить в Кахетии, отсюда мне совсем не хотелось уходить, я ощутила желание впитать в себя каждый сантиметр старых израненных временем стен собора Алаверди и полуразрушенных крепостных стен, окруживших его и выполнявших защитную функцию. Здесь мне хотелось обойти шаг за шагом всю территорию, хотя не вся она открыта для посещения.
Умиротворение и покой исходили от всего, на что натыкался мой взгляд: виноградники, улики, живность, аккуратно уложенные стога сена, деревья граната.....
В соборе на меня шикнул монах, не известно откуда появившийся передо мной, едва я включила камеру, но тем не менее дрожащими руками я успела сделать пару кадров внутренних помещений. Потом я просто села на лавку и растворилась на время, стараясь сконцентрировать свои мысли и попытаться что-то попросить в этом намоленном месте, нет-не для себя, а хотя бы для детей, но мысли не шли, просьбы тем более. Это значит, что и не надо ничего просить, мгновения посещения уже подарок, уже нечто, что не поддается никакому определению - было просто легко, хорошо и спокойно....
И еще: ни в одном из соборов Грузии я не видела фресок перед входом в собор-здесь они были.