Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 14:06
Фотоальбом

Снежные выходные и Пасха.

64 35
Майкоп — Россия

Начало нашей поездки в Гузерипль здесь  и здесь

Два дня в снегах пролетели быстро, а в день отъезда-в воскресенье, праздник-Пасха, а посему и планы грандиозные! Половину пути нас сопровождает красавица река Белая, мы постоянно останавливаемся, чтобы насладиться ее быстрыми бурлящими водами, каньонами, порогами.

Недалеко от Гузерипля подходим к памятнику. Надпись:" На этом рубеже 19 августа 1942 года бойцами 3й роты 379 полка 20 дивизии под командованием лейтенанта Шипа Ф.А. были остановлены немцы."
Место слияния Белой и другой реки-горной.
На другой стороне табличка:"Кавказский Биосферный Заповедник".
Проезд на мостик закрыт-заповедная зона.
На этом фото виден разный цвет воды. В реке, бегущей с гор, она более насыщенная, коричневая.
А далее реки бегут уже вместе, единым потоком-фото с моста. Проехать нельзя, но пройти-то я смогла.
Первая станица после Гузерипля-Хамышки. Подворье Свято–Михайло-Афонской Закубанской пустыни святых мучеников Гурия, Самона, Авива и храм.
Чем ниже мы спускаемся с гор, тем меньше вокруг снега, больше распустившихся листиков, лесных цветов.
И опять невозможно не остановиться-где еще можно увидеть такую красоту?
А здесь уже совершенно другие пейзажи, скалы остались позади, а вдали более пологие горы, слегка припорошенные снегом.
Неужели налаживается погода и появились проблески голубого неба?
Старинный Даховский мост через реку Дах.
Старинный Даховский мост через реку Дах.
Следующая станица - Даховская и главная достопримечательность- старинный каменный мост. "Дах" по адыгски — красота. То есть Даховская, на самом деле, Красоткинская. Станица основана в 1862 году как кордонное казачье укрепление.
Каменный мост построен в 1906 году казаками 2-го Урупского казачьего полка, присланного в Даховскую на работы, после восстания 1905 году в городе Екатеринодаре. В состав полка в основном входили жители станиц Майкопского района. Командир полка Котрух был заменен восставшими казаками ветеринарным фельдшером Алексеем Сазоновичем Кургановым. Вместо офицеров казаки поставили во главе полка своих вахмистров и урядников. 1-й Урупский Казачий полк выполнял полицейские функции, участвовал в разгоне демонстраций рабочих. Одним из организаторов восстания был даховский казак Гавриил Горбов. От преследования царских чиновников он бежал за границу. Вернувшись в родную станицу в 1913 году, был арестован и убит при попытке к бегству.
В строительстве моста большую помощь казакам оказали местная церковь и станичники. Для придания каменному мосту особой прочности в известково-молочный песчаный раствор, скрепляющий камни, добавляли белок куриных яиц. Куриные яйца собирали казаки станицы. Во многом именно благодаря этому Даховский мост оказался на редкость крепким и по сей день сохранился практически в нетронутом виде и остался пригодным для передвижения по нему.
Но все равно, в станице построили другой-новый мост и основное движение сосредоточено на нем.
По пути нашего следования очень часто встречали вот такие группы вело-спортсменов. Горная трасса с подъемами и спусками -хорошее место для тренировок, да и транспорта в этих местах в этот выходной праздничный было не много.
Проезжая еще осенью на плато Лагонаки, как раз на повороте от основной трассы, мы заметили рубку просеки и было интересно узнать, что же там затеяли очередные предприимчивые люди. А оказалось-это канатная дорога.
Катание на канатке мы решили отложить на другой раз.
Рядом с канатной дорогой прямо у дороги стоит памятник погибшим казакам и строится маленькая аккуратненькая церквушка.
Справа от купола едва различима канатная дорога.
А далее мы едем в поселок Победа, он находится вправо от основной трассы пос. Каменномостского. Я уже писала о нашем посещении монастыря. http://www.tourister.ru/responses/id_3489. Сегодня на Пасху мы опять едем туда чтобы посмотреть то, что не успели тогда. Вдали, на горе Физиабго на высоте 992 метра видна башня и церквушка, построенная на месте, когда-то существовавшего там храма. Вот туда, по этой аллее мы и идем.
За территорией монастыря в ближайших окрестностях находится конюшня, где организовываются туристические поездки на лошадях.
Территория монастыря, как посещаемое туристическое место, попала под президентскую программу. Везде, вместо старых каменных тропинок и лестниц из булыжника и камня, оборудованы вот такие замечательные тротуары. Налево подъем на смотровую, направо-к святому роднику Пантелеймона целителя, обладающему целительной силой.
Очередь за святой водой с источника большая, а вода капает слишком медленно. По центру видна купель, где желающие могут окунуться.
Лестница выше, на смотровую и к церкви.
Желающих позвонить в колокола нашлось не мало.
С вершины горы Физиабго, название которой с адыгейского языка переводится как «сварливая, злая женщина», открывается удивительная панорама на белоснежные горы Главного Кавказского хребта: Чугуш,Джемарук, Фишт, Оштен, Пшехо-Су, Уруштен, Тыбга.
И отсюда с высоты хорошо просматривается и вся территория монастыря.
Следующим пунктом у нас посещение подземного монастыря, знаменитых подземных ходов и рукотворных пещер в склонах Физиабго. Вниз спускаться по крутым этим ступенькам ну очень долго. О том, что надо будет еще и подниматься вверх мы старались не думать.
Многие подземелья на горе Физиабго были взорваны советской властью, поэтому входы в них завалены. До сегодняшнего дня сохранился лишь один вход в подземелье и небольшая часть подземных пещерных ходов и сводчатых залов рукотворных пещер. Очень часто эту пещеру называют Монастырской или Монашеской.
Экскурсии проводятся со всеми желающими, количество человек разное. Перед нами вышла группа-их было около 15, а нас собралось всего трое и думаю-это нормальное количество, ну может человек пять и достаточно. Билет стоит 100 рублей, экскурсовод здесь же, в руках у нее был огромный фонарь-это единственное нормальное освещение в подземных ходах, если не считать нескольких крошечных заженных свечек у нас в руках (они постоянно затухали).
Протяженность всех подземельных ходов составляет около 200 метров. От входа в подземелье к большому и просторному залу ведет узкий и темный лаз. Влево и вправо от хода расходятся узкие ходы, по которым можно свободно перемещаться в полный рост. Но так не везде, часто экскурсовод предупреждала, чтобы мы нагнулись как можно ниже.
Это самый большой зал, подземный храм, завершается куполообразным потолком, сбоку - алтарная ниша.
Купол очень красивый и высокий, мы наконец смогли разогнуться и встать во весь рост. Пастельные цвета, разводы охры при свете фонаря создавали неповторимый вид и ощущение, что мы под горой, было нереальным. Нам дали время постоять здесь, подумать, о чем-то пожелать себе, что-то загадать. Но хотелось знать-что заставило людей добровольно заточить себя под землю?
По одной из версий,в 80-е годы XIX века несколько старцев во искупление своих прегрешений, вырыли в плотных песчаниках подземные ходы, обустроили кельи и подземный храм, где читалась неусыпаемая Псалтирь.
А по другой версии пещеры возникли гораздо раньше в VIII-X вв. и связаны с периодом Византийской иконоборческой ереси. В то время сторонников иконопочитания выселяли за пределы империи и они переселялись в Крым, на Таманский полуостров и Северный Кавказ. Под самим монастырским плато в средние века был основан византийский мужской монастырь. Спелеостологи относят период их возникновения к IX-X вв. Эти пещеры и подземные галереи находятся на глубине 50 метров от поверхности плато. Раньше их протяженность составляла около 3 км только под платом монастыря, а далее тянулись ходы в 12 различных направлениях. По ним можно было не выходя на поверхность дойти до ныне занимаемых станиц: Абадзехской, Севастопольской, Новосвободной и других.
Когда предгорья были завоеваны полчищами степняков-монголов в 30-е годы XIII в., тогда прервались связи с единоверцами и лишили греческих поселенцев целесообразности просиживания во враждебной среде, и постепенно монастырь обезлюдел. Некоторые из этих древних подвижников до сих пор не потревоженными лежат в заложенных камнями пещерах соседних хребтов. Так говорит предание.
А мы идем дальше. Вдоль ходов есть маленькие тупиковые ответвления, возможно, эти места предназначались для моления, так же здесь выбиты углубления прямоугольной формы для икон. Иногда мы заглядываем в эти ответвления и видим или крошечную келью или уходящий в темноту, ход.
Экскурсия длилась минут 15, но казалось гораздо дольше, настолько необычная была обстановка, информация и мысли.
Свято-Троицкий храм, самый крупный храм на территории монастыря.
Мне он очень нравится. С этого ракурса и сквозь кружева веток-особенно.
В центре расположен Успенский храм, а рядом с ним (на фото слева) стенды с именами казаков, участников Первой мировой войны. Раньше его не было.
Склеп архимандрита Мартирия.
Пирожки и блинчики с множеством начинок восстановят силы, а монастырский чай утолит жажду.
После стотысяч ступенек вверх-вниз я восстанавливала силы огромным блинчиком с джемом из облепихи.
Комментарии к альбому